ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО АРТИСТОВ

2-го апреля в МХАТ‘е 2-м, приехавший в Москву директор театра «Одеон» и председатель
интернационального конгресса артистов Жемье сделал перед московскими артистами доклад об организации интернациональньго общества артистов.
Собрание открывает Ю. М. Славинский, передавая в кратких словах о том сердечном приеме, какой был оказан директором «Одеона» Жемье делегации советских работников искусств в 1926 г., далее сообщает об основной цели приезда Жемье в СССР — привлечь наших артистов в состав международного общества работников искусств, а также при
влечь театры к участию
на международном празднике, намеченном ле
том текущего года в Париже.
М-сье Жемье свою речь начинает с тех впечатлений от московских театров и артистов, которыми он проникся в течение нескольких
дней своего пребывания в Москве.
Фермен Жемье оговаривается, что он ар
тист, а не политик, и,
вместе с тем, заявляет, что он очень любит Францию и не любит французской по
литики и ее деятелей.
Здесь же у нас он встретил такой энтузиазм
и такую глубокую веру в строительство но
вой жизни, что готов убеждать противников СССР, чтобы они приехали сюда, и та карти
на, которую они увидят, несомненно, изменит их отношение к СССР.
Затем он отдает честь
К. С. Станиславскому, в нем он видит отца и вождя и все величие русского театра, и заявляет, что для этого гения нет ни седин, ни лет.
—- Горячо приветствую великого художника великого русского искусства.
К приветствию Жемье по адресу К. С. Станиславского единодушно присоединяется весь зал.
Далее Жемье делится своими впечатлениями о других московских театрах и артистах, восхи
щается внутренней спайкой между театрами и рабочей массой и выражает мысль, что великим автором будет тот гениальный творец, который пережил все волнения настоящей великой эпохи и вышел из недр народа.
Во Франции, говорит он, в основе всего лежат деньги, а это самый вредный элемент для искус
ства. Само государство должно итти навстречу артистам, только при этом условии искусство может свободно развиваться.
— Я не социалист, говорит Жемье, но мои мысли социалистичны, я чувствую необходимость революции, чтобы в результате ее, во главе го
сударства стали люди науки и искусства, ибо только они могут развивать дальнейшие принципы Великой Французской революции, как эти принципы развиваются у вас.
Затем Жемье касается вопроса о влиянии русского искусства на европейское и выражает желание, чтобы наши драматические театры и кино оказали то же влияние на Западную Европу, какое оказал в свое время русский балет.
Все артисты братья между собой по своему ремеслу и труду, они больше, чем другие, страдают от разрыва театра Франции и России.
Этот разрыв может
быть устранен созданием международного Общества и созывом Конгресса. Уже артисты Англии, Франции и Норвегии вошли в такое объединение, кото
рое имеет своей целью создать международные отношения между авторами и театрами, уста
новить постоянные свя
зи, духовную и материальную поддержку.
Русский и французский театр в этом случае могут найти много точек взаимного соприкосновения. Жемье перечисляет целую плея
ду новых французских драматургов, которые
развивают социальные идеи, близкие русской
революции. Постоянное общение может быть установлено путем организации Бюро в Пари
же и устройства празднеств, на которых мо
гли бы демонстриро
ваться постановки различных театров. Ближайший такой между
народный праздник намечается летом текущего года в Париже, и к участию в нем Жемье приглашает московские театры.
Нарком по просвещению А. В. Луначарский в ответном слове выражает благодарность Жемье как за его визит к нам и лекцию, так и за его передовую общественную деятельность, направленную к международному объединению артистов.
По словам А. В. Луначарского Жемье был не менее блестящим артистом, чем и общественным деятелем. Он вел горячую борьбу против капиталистического плена французского театра, против захвата его буржуазией.
Несомненно, в том международном объединении артистов и театров, для осуществления кото
рого он работает, русский театр окажется главным отрядом в борьбе за передовые идеи.
А. В. Луначарский также приветствует предложение Жемье о международном обмене театров
постановками и выражает уверенность, что в этом случае наше правительство пойдет навстречу тому, чтобы желания наших театров демонстрировать свои постановки на ближайшем международном празднестве в Париже осуществилось.
Фермен Жемье, директор театра Одеон.