СРЕДИ ДЕТЕЙ?

Прошлогоднее Всесоюзное совещание по вопросам театра при Агитпропе ЦК ВКП(б) почти не уделило никакого внимания одному из участков нашего культурно-театрального дела, а именно вопросу о театральной работе среди детей. Явление, несомненно, случайное и весьма досадное. Недавно закончившееся такое же Всесоюзное со
вещание по вопросам кино уже гораздо больше уделило внимания этому вопросу в своей области, а в прениях момент художественной работы среди
детей со стороны комсомольской части совещания подвергался весьма резкому обстрелу как раз по линии преодоления невнимания к детской фильме. Не удивительно, что эта неразработанность и недооценка вопроса имеет место и в по
вседневной будничной работе различных организаций, обслуживающих вопросы театра, вклю
чая сюда и театральную прессу, и журналистику. Необходим какой-то случайный повод для того, чтобы вспомнить об этом, по правде говоря, весьма важном участке работы, о трудностях и достижениях на этом пути. Между тем, как-тο незаметно в Москве проделана огромная в значительной мере экспериментальная работа в этой области. Достаточно указать, что за время 1918—22 гг. одна детская подсекция Московского Отдела Народного Образования провела свыше 2094 спек
таклей на фабриках, в школах, в московской губернии, в районных и центральних театрах, за
хватывая попутно десятки клубов рабочих подростков, наладив впервые по-серьезному изучение детского репертуара, результатов воздействия театра на ребенка. Впоследствии, центром всей этой работы, вросшей сейчас органически в пе
дагогическую деятельность Московского Отдела Народного Образования— стал Театр для детей,
находящийся в помещении кино «Арс» и с успехом преодолевающий все житейские тернии на своем новом и столь благодарном пути. Надо отметить, что работа Театра для детей, как и существовавшая параллельная работа других учреждений этого же типа, например, 1-й Государственной Мастерской Детской Музыкальной Иг
рушки, детского клуба при Государственном Институте Музыкальной Драмы (как ныне парал
лельно работающий Педагогический Театр для детей) — все эти очаги и очажки художественного воспитания детей, несомненно, переросли свои местные пределы и получили значимость
для работы в провинции и даже заграницей, как ценное и новое педагогическое явление. Кто побывал хоть один или два раза в Театре для детей, или хотя бы прочел живые описання этих удивительных спектаклей в рецензиях, фельетонах или очерках наших газет («Правда», «Молодой Ленинец» и др.), тот никогда не будет страдать недооценкой этой работы. Помещаемые ниже материалы из книги, посвященной этому вопросу
по случаю 10-летней работы одного из инициаторов и фактических создателей этой работы Н. И. Сац—дают, разумеется, лишь беглое освещение этому вопросу.
В ближайшие дни тысячи московских детей, их родители и педагоги будут отмечать, каждый по-своему, скромную дату деятельности одного из крупнейших организаторов этой работы. Бы
ло бы неправильно не отметить это событие на страницах театральной печати, хотя бы и пред
назначенной для «взрослых». Тем более, что последние достижения Театра для детей, руководимого Наталией Сац, свидетельствуют о растущем и зреющем режиссерском и актерском мастерстве в этом театре. Этим своеобразным театром проделана огромная не только художественная, но и педагогическая работа. Особого внимания заслуживает постановка организации зрителя и изучения его—дело, во всей нашей театральной работе доныне не поставленное и до сих пор не выходящее за пределы небольших и разрозненных опытов, а в Московском Театре для детей практически уже ведущееся семь лет. Необходимо работу эту во всех ее многообразных проявле
ннях, куда входит репертуар, изучение юного
зрителя, сбор детских впечатлений, создание конкурсов по детской музыке и пьесе, радиопередаче для детей и т. д. подытожить, изучить и проработать. Тем более, что многие из этих материалов окажутся весьма не бесполезными
и для театров, работающих с взрослым зрителем. «Современный Театр», посылая свой привет мно
готысячному юному театральному зрителю Театра для Детей и их талантливому организатору в дни 10-летия работы — тем самым включает более планомерное освещение этой стороны нашей театральной жизни в круг театральных тем театральной журналистики. Советский лозунг «дети
цветы земли» имеет право на осуществление и на фронте театральной культуры.