ТЕАТР-ДЕТЯМ!

Вообще очень трудно писать юбилейные статьи, и я не могу сказать, чтоб это мне очень нравилось.
Но о Наталий Сац я пишу с большой охотой и радостью, потому что ее необычайная энергия, энтузиазм, преданность своей идее и жизнерадостность неизменно восхищают меня.
Я помню «маститую» юбиляршу еще по первой встрече в 1918 г., когда она работала в МОНО Зав. Детским Отделом Театрально-Музыкальной Секции. Я встречал ее на заседанкях, в частности, на очень серьезном заседании, когда распределяли театральные здания. Она выступала очень горячо, очень убежденно, с большой деловитостью и четкостью в суждениях.
Этой Заведующей Отделом было 15 лет!
Но сколько товарищей, многим старше, чем она, казались, по своим суждениям и вкусам, детьми рядом с ней.
В чем же крылась причина ее острой наблюдательности, умения проникать в сущность вопросов, способности в общем хаосе первоначальной стройки находить в 15 лет линию для руководства сложным Отделом Театрально-Музыкальной Секции?
Я отвечаю совершенно уверенно — в таланте! В прекрасной художественной интуиции, ко
торую она счастливо унаследовала от своего отца, в способности проникать в детскую психологию и всерьез самой проникаться ею, в ог
ромной любви к детскому мироощущению, к той наивности, непосредственности и человечности восприятия мира, которыми отличаются дети и ко
торые впоследствии сохраняют лишь немногие одаренные люди. К этим последним я и отношу Наталию Сац.
И рядом с этим—несомненное организационное дарование.
Уже в 1921 году (т.-е. 18-ти лет) она основывает Театр для детей и ведет этот театр до настощего времени, неизменно развивая и совершен
ствуя его с фанатизмом и настойчивостью, которым можно позавидовать.
Я помню, в 25-м году я был приглашен в опытную школу эстетического воспитания, которой заведывает Наталия Сац, ведя параллельно театр. Вечер, на котором я был, назывался «Вечером творческого восприятия музыки» — дисциплина, которую она ввела и вела по своим собственным методам. Дети разных возрастов в движении пе
редавали свое восприятие ряда музыкальных кусков, иногда довольно сложных, и я был поражен тем, с каким настоящим вкусом, тактом и правильным ощущением музыки, проходили все эти экзерсисы.
Моя чрезвычайная занятость лишала меня возможности следить за работой Наталии Сац в Театре для детей. И я лишь сравнительно недавно смотрел у нее в театре 2 спектакля: «Негритенок и Обезьяна» и «Фриц Бауэр», и предо мной предстала Наталия Сац одновременно как организатор и директор Театра, как режиссер и как драматург.
И во всех этих областях ее работа представляет несомненный и серьезный интерес.
Как организатор, Наталия Сац, несмотря на все хорошо известные нам трудности, сумела создать театр, ежедневно функционирующий, дающий спектакли уже не только для детей младшего возраста, но и для юношества; собрала постоянную и способную труппу, создала прекрасную
атмосферу спектаклей, в которой дети чувствуют себя превосходно, горячо и искренно реагируя на действие на сцене и временами даже принимая участие в самом действии.
Как режиссер, Наталия Сац работает в ногу с передовыми течениями театрального искусства, ей ведомы уже задачи ритмического и пластического построения спектакля, она прекрасно справляется с расшифровкой и фиксацией сценических образов.
Она верит в детей, и поэтому она не подсовывает им псевдо-детской художественной пищи, не говорит с ними сюсюкающим языком. Нет — она не боится играть «Негритенка и Обезьяну» на музыке Половинкина, которого до сих пор еще боятся многие взрослые и «большие» театры; результат получается верный, ведущий художе
ственное воспитание детей по свежим и современным путям.
Очень талантлива мысль введения мультипликаций. Здесь сказалось прекрасное проникновение в детскую психику и умение находить в ней хорошие и неиспользованные пути.
Я с большим интересом смотрел «Похождения Фрица Бауэр» и должен с полной искренностью сказать, что эта пьеса сделана не только с пра
вильным учетом на реакцию молодого зрителя, но и с подлинным драматургическим инстинктом. Это вообще одна из немногих пьес на современные революционные темы, в которых нет назойливой агитки и которая в то же время насыщена хорошим революционным темпераментом и пафосом.
С точки зрения режиссерской прекрасно трактована центральная роль Фрица, и есть ряд мо
ментов, очень счастливо найденных, не говоря уже о том, что весь спектакль сделан по-режиссерски очень четко, крепко и убедительно.
Наталия Сац справляет свой десятилетний юбилей, и ей сейчас 25 лет.
Многим ли это дано? Но кому много дано, с того много и взыщется.
И я заканчиваю свои краткие строки дружеским пожеланием Наталии Сац с той же преданностью, настойчивостью и воодушевлением работать на ее любимом поприще, так же сосредото
ченно и не разбрасываясь в разные стороны, как она это и делала до сих пор, ибо в этом один из
вернейших залогов победы на том новом пути, пути художественного воспитания детей и создания для них театра, на котором Наталия Сац является пионером. Путь этот новый, на нем еще много нераскрытых и неиспользованных возможностей, но путь этот и труден, исложен; и только неустанное совершенствование в ма
стерстве и настойчивая разработка тех художественно-психологических и общественных про
блем, которые выдвигает эта новая область в театральном искусстве, — могут помочь преодолеть и трудности и новизну предстоящих исканий.
10 прошедших лет талантливой и жизнерадостной работы Наталий Сац и верный инстинкт ее художественного темперамента дают твердую уверенность, что она преодолеет все трудности и впишет в наше театральное искусство новую увлекательную главу—главу о театре для детей [*)].
Александр ТАИРОВ
[*)] Помещаемые здесь отрывки «Театр—детям» и «Десять лет среди детей» взяты из выходящей
в свет книги «Среди детей» (изд. »Теа-Кино-Печать»).