ДЕСЯТЬ ЛЕТ СРЕДИ ДЕТЕЙ

ИЗ АВТОБИОГРАФИИ САЦ
Написано в 1915 г.

В

моей «родословной» фигурируют представители всех «племен, наречий, состояний»...
Еврейская, цыганская, великоросская, казачья кровь, кропостное и помещичье происхождение—все это есть в моей «генеалогии».
Когда моя мать сблизилась с евреем, то родные ее прокля
ли. Это было за границей, где
мать кончала
медицинский факультет. Отец в это время при
нимал участие в кружке Г. В. Плеханова.
Я родилась где-то между Монпелье и Ир
кутском. Крестили меня через год после рождения, а еще через год мои родители вспом
нили, что не женаты и поженились. Вскоре у них родилась вторая дочь.
Потом мы переехали жить в Москву. Отец [*)] поступил учиться в Филармонию, по классу виолончели и композиции. Помню нетопленный, похожий на сарай, дом в Калашном переулке, папиных товарищей — музыкантов, режиссеров и поэтов—и что всегда не было денег. Летом я
жила на Днепре с Вахтанговым, Суллержицкими Москвиными. Там были замечательные спектакли. Как интересно было в них участвовать. Еще я любила сама выдумывать. Очень много спек
таклей устроила я с детьми с нашего двора, я сама придумывала пьесы, музыку и бывала вроде режиссера. Ходила в детскую труппу драматических курсов Халютиной. Больше всего люблю импровизацию. Три года тому назад, когда мне
было десять лет, а Нине восемь, умер отец. Жить стало трудно. Хорошо, что я серьезно и уже давно занимаюсь музыкой. В этом году у меня есть две ученицы по роялю. Их родители мной довольны. Сейчас я работаю на огороде, потому что летом занятий в гимназии, музыкальной школе и на курсах нет.

ВМЕСТО ‹‹ПОСЛУЖНОГО СПИСКА» В

есна 1918 г. — зима 1922 г. — Н. И. Сац организатор и заведующая детской подсекцией театрально-музыкальной секции Отдела Народного Образования Московского Совета.
За это время детской подсекцией устроено 2.094 спектакля для детей и подростков на фабри
ках, в школах, в московской губернии, в районных и центральных театрах. Кроме того, детская
подсекция руководит художественной работой в 40 клубах рабочих-подростков, ведет работу по детскому репертуару, сбору детских впечатлений и т. п.
[*)] Известный композитор Илья Сац.
Осень 1918 г. — зима 1919 г. — Н. И. Сац организатор и заведующая Кукольным театром Московского Совета (петрушка, марионетки, китайские тени).
За время работы театром осуществлены постановки «Давид» — Королькова (художник Исто
мин, куклы Владимира Фаворского, музыка Анатолия Александрова). Басни Крылова «Мужичок с ноготок» (художники Н. Я. и И. С. Ефимовы).
Осень 1918 г. — зима 1919 г. — Н. И. Сац организатор театра Балета для Детей. Постановки Касьяна Голейзовского— «Песочные старички», «Макс и Мориц», «Белоснежка».
Сентябрь 1919 г.—весна 1920 г. — Н. И. Сац заведует детским подотделом музыкального отдела Наркомпроса.
За время этой работы по инициативе Н. И. Сац была создана 1-я Государственная мастерская
детской музыкальной игрушки, были разработаны специальные программы для детских концертов, было организовано свыше 50 детских показательных концертов с участием Игумнова, Мейчика, Гречанинова, Эль-Typ, Обуховой и др. Был объявлен ряд конкурсов, были созданы комиссии с привлечением лучших специалистов для создания текстов и музыки детских песен и т. д.
Весна 1920 г. — осень 1926 г.—Н. И. Сац организует детский клуб при Государственном Институте музыкальной драмы, затем выросший в опытную школу эстетического воспитания МОНО. Н. И. является инициатором и заведующей школой.
За шесть с половиной лет из клуба в тридцать человек учреждение вырастает в школу с 600 учащихся. Школа дала большие практические ре
зультаты по воспитанию гармонически развитого человека. Школой создан целый ряд художественно-педагогических методов, как, например, творческое восприятие музыки (метод Н. И. Сац).
Работы учеников школы были отмечены на ряде выставок.
С весны 1921 г. и поныне Наталия Сац инициатор, организатор, директор и художественный руководитель Московского Театра для Детей.
За время работы театром осуществлено 17 постановок. Театр вырос в ценную художественную единицу, создал постоянную труппу, постоянный оркестр. За время работы театр дал 807 спектаклей, которые видели около 700.000 детей
С лета 1925 г. и по настоящее время Н. И. Сац редактирует журнал «Детский уголок» и педагогический отдел женского журнала «Мать и ребенок».
В советских художественных и педагогических журналах напечатано свыше 40 статей Н. И. Сац по различным вопросам художественного воспи
тания. Н. И. Сац написано пять книг (две из них «Театр для детей» и «Пять лет работы» (совместно с С. Г. Розановым). Кроме того, Наталией Сац написано два кино-сценария (оба для Межрабпом Русь: «Андрейкина жизнь» и «Приключения Мюнхгаузена») и три пьесы: «Негритенок и обе
зьяна» (совместно с С. Г. Розановым), «Фриц Бауэр» (совместно с В. Солиховой) и про Дзюбу
(Шиворот на выворот). Наталией Сац сделано шесть постановок («Японский спектакль», «Иионея», «Мистер Бьюбль и червяк», «Негритенок и обезьяна», «Фриц Бауэр» (совместно с Б. Рейх) и «Алтайские Робинзоны».
Вот краткий перечень работ Н. И. Сац за 10 лет.