КАК СТРОИЛСЯ ДЕТСКИЙ ТЕАТР Г
отовых спектаклей для детей было очень мало. Приходилось прибегать к устройству смешанных программ. Много сказок рассказали детям за это время Озаровская, Блюменталь- Тамарина, много песен спели А. М. Сац, С. Ф. Рахманов, много танцев исполнили Виктор Смольцов, Нина Подгорецкая, Т. Д. Кутасова, но вы
искивать репертуар, пригодный для детей, было очень трудно, а настоящего удовлетворения от смешанных программ дети все-таки не получали. Детям хотелось большого, целого впечатления,
действия, и это сумела подметить Н. И. Сац лишь в силу необходимости, продолжая использовать лучшее из того немногого, что было.
Было бы очень ошибочно думать, что работать Н. И. было легко. Много недоверия встре
чала ее молодость, много косых взглядов, много ненужной, мелкой, напрасно отнимающей силы,
борьбы пришлось ей вынесть. Косность педагогов, да, наконец, самые условия работы: четырепять часов нужно было потратить на подводе для того, чтобы доехать до места спектакля, нужно было выгрызать каждую копейку для лю
бимого дела, подолгу приходилось доказывать, что это дело, а не блажь.
Уже в 1919 году Н. И. делала попытки создать постоянный театр для детей и попытки эти, как почти все начинания Н. И., были доведены до практического осуществления. Так около года существовал организованный ею в Мамоновском п. «Кукольный театр» при ближайшем участии художников Ефимовых, Фаворского, Павлинова, Королькова. Около двух лет существовал театр балета для детей с художественным руководителем Касьяном Голейзовским.
С осени 1922 года она не только директор, но и художественный руководитель театра. Ее ближайший помощник Сергей Розанов. С первых дней театра создан художественно-педагогический совет, который под председательством На
талии Ильиничны разрабатывает принципы и
методы Театра для детей, выбирает темы, поручает и руководит написанием пьес, привлекая для этого специальных авторов.
Очень много внимания уделяла и уделяет Н. И. Сац в своем театре и музыке. Наталия
Ильинична организует ряд симфонических концертов в театре по особым программам (между прочим, концерты эти особенно хорошо воспринимались слепыми детьми), где Наталия Ильинична сама выступает со вступительной и сопровождающей концерт беседой-пояснением.
О том, что такое Московский Театр для детей, можно судить, посидев на нескольких его спек
таклях в гуще ребят. Обычно втроем сидят они на двух стульях, часто смеются, никогда не плачут, всегда смотрят с напряжением и, что главное, всегда подолгу потом живут и играют во впеча
тления, полученные от театра. Надо зайти в педагогический музей театра и попросить заведующего Е. Д. Волкову показать, как изучаются театром впечатления детей-зрителей, показать их рисунки, письма, макеты, стенную газету, издаваемую при Московском Театре для детей, а лучше всего побывать на детском собрании, когда дети обсуждают постановки своего театра. Можно заодно попросить у Е. Д. Волковой и
альбом, где оставляют мнения о Московском Театре для детей многочисленные иностранцы,
посещающие СССР, посмотреть мнения советских педагогов. Надо сделать это. Тогда станет по
нятным, что огромная созидательская работа проделана Московским Театром для детей. Боль
шую художественную, педагогическую ценность - представляет он сейчас, и если около 700.000 детей по сегодняшний день видели его поста
новки, были в этом доме детской радости, и много раз слышалось там «тетя Наталия спасибо», то еще один повод у советской власти есть для того, чтобы гордиться умением создавать, строить совершенно новые, подлинно культурные учреждения.

ШКОЛА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ О

пытная школа эстетического воспитания с осени 1922 г. руководится Наталией Сац и Сергеем Розановым. Бесконечные хлопоты о помещении целиком выпадают на долю Н. И.—задумать это важно, но осуществить задуманное при жилищном кризисе это уже целое искусство. Наконец, помещение есть. Правда, раньше там судили малолетних преступников, и помещение это все насквозь прокурено и заплевано, но...
«советская эстетика не для дворцов. Очистить, заставить засветиться каждый неприютный, тем
ный угол, это не только созвучная для нас, но и интересная задача», говорит Н. И., и через несколько месяцев помещение преобразилось неузнаваемо.
Не только своих неверующих, но и вне школы стоящих людей умеет Наталия Ильинична заставить и поверить в дело, которым она горит. Ка
жется нет табуретки, нет стола, который привезен в школу не ею. А вечером, казалось бы уста
лая от дел, она работает с детьми, работает над новыми методами. Связь в преподавании рит
мики и арифметики — это метод, у которого
большое будущее. Целый ряд совершенно новых методов создан Сергеем Розановым и другими ближайшими помощниками Н. И. Дети разви
ваются в школе хорошо, они, действительно, всесторонне развиты.
Шесть с лишним лет работала Н. И. в школе. Последние годы — там было шестьсот учащихся, в каждой группе уголки живой природы, библиотека, оборудованные кабинеты, мастерские для работы по дереву и материи, кружки по любимым
занятиям, а ведь начала свою работу школа с двумя столами и дюжиной табуреток.
Очень большой процент в школе был детей рабочих, и школа и при массовости не потеряла своего лица. Наравне с научными предметами входят живопись, восприятие музыки, пение, ритмика, драматизация, физкультура. Вся об
становка школы дышит красотой, уютом и здоровьем.
Среди детского актива.