фирмэн жемьеН

ашему гостю, Президенту Всемирного Театрального Об
В том же году он руководит театром «Комедия Монтэнь» в Париже.
щества, в настоящее время 59 лет. Он происходит из рабочей семьи парижского пригорода. Ровно 40 лет тому назад, в 1888 г., он впервые выступает на сцене в рабочих кварталах Парижа, которых он не покидает и до сего времени.
Быстро выдвигаясь на театральном поприще, Жемье работает в 1892—95 г.г. в «Свободном Театре» под руководством знаменитого режиссера Антуана. Здесь пришлось ему впервые испол
нить родственные его духу пьесы с направлением: «Ткачи» и «Ганнелэ» Гауптмана, «Власть тьмы» Толстого, «Призраки» и «Комедию Любви» Ибсена. Из французов он выступает в пьесах Три
стана Бернара, Куртелина, Франсуа-де-Кюреля, и других. В 1903 г. Жемье становится директором одного из крупных театров «бульвара» — театра Ренессанс. Среди ролей этой эпохи отметим «Двери к счастью» Жоржа Клемансо, тогда еще борца за рабочий класе и «Свадьбу Кречинского», а также «14 июля» Ромэна Роллана. В 1906 г. Жемье становится во главе того театра «Антуан», где создался его художественный облик. Руко
водство театром Жемье совмещает с регулярным личным выступлением на сцене в пьесах как классического репертуара («Венецианский купец», «Антоний и Клеопатра», «Укрощение Стропти
вой» и др.), так и современного. При огромной художественной выразительности, Жемье стремится дать в своих пьесах содержание, раскрываю
щее жизнь угнетенной части человечества. Среди огромного количества исполненных им ролей очень много пьес мирового значения, как чистых драматургов, так и приспособленных к сцене мировых классиков. Из французов отметим переделки Анатоля Франса («Боги жаждут», «Сильвестр Бонар»), Бальзака и друг. Из русских — Достоевского, Толстого и других. Из драматургов отметим Бернарда Шоу, Поля Клоделя, Три
стана Бернара, Клода Фаррера, Ленормана, Пьера Луиса и др. Друзья Жемье в Париже шутят, что для него нет большего удовольствия, как выступать на сцене. Действительно, несмотря на огромную режиссерскую и административную работу, которую он там выполняет, не проходит недели, чтобы имя Жемье не появилось на афише, не только в его театре, но и в том или ином углу Парижа.
В 1904 году Жемье впервые организует «Народные Празднества» — форма искусства, связан

ная навсегда с его личностью. Две тысячи испол

нителей участвуют в Швейцарском празднестве (кантон Во), поставленном им в 1904 г. совместно с Жаком Далькрозом. В этом же году он впервые посещает Россию и в течение месяца играет
в Михайловском театре. Он отказывается от выгодного предложения Теляковского, стать во главе этого театра, не желая работать в рамках порабощенного искусства.
В 1911—12 г.г. Жемье создает странствующий театр (8 локомобилей с 32 повозками).
В 1914 г. Жемье устраивает с Далькрозом празднество в Женеве с 1.600-ми исполнителей. Ища всегда новых путей, Жемье ставит в 1918 г. в Зимнем Цирке в Париже Софокла («Эдип, Фивейский царь») и «Провансальскую Мистерию».

В 1921 г. Жемье основывает Народный Театр в Париже (во дворце Трокадеро — 4.500 мест).

С 1922 г. Жемье принимает на себя руководство вторым по значению драматическим театром Франции «Одеон».
В 1925 г. он приступает к осуществлению своей идеи Всемирного Театрального Общества. Он объезжает всю Европу, распространяя свою мысль о необходимости объединения всех работников театра. Берлин, Лондон, Вена, Будапешт по оче
реди видят его у себя. Он посещает Варшаву (1926 г.), Прагу, Рим. Теперь мы видим Жемье у себя. Большой артист - общественник прежде всего видит в своей работе выполнение долга перед товарищами по профессии, не считаясь с национальными и государственными их подразделениями.

Будучи одним из крупнейших по таланту современных актеров не только Франции, — в

области театральных постановок Жемье славится осуществленным им впервые применением кон
структивных декораций в различных планах. Лестницы Жемье, вызвав сначала насмешки в

театральной критике, теперь получили всеобщее признание и мировое распространение.

«Вы не имеете права», сказал Жемье во время своего доклада во 2-м МХАТе в понедельник, 2-го апреля, «хранить для себя одни те сокро
вища, которые вы скопили за истекшее десятилетие. Громадный социальный переворот, кото

рый вы произвели, создает переворот и в жизни театра. Старые пьесы, отражающие жизнь бур

жуазной среды, не соответствуют новому воззрению на жизнь и на социальные отношения. Приспособление к новым задачам и к новому содержанию идет у вас двумя путями. С одной стороны, лучшие пьесы старого репертуара перерабатываются вашими талантливейшими режис
серами в соответствии с требованиями времени. Разрыв между первоначальными задачами автора и современным осуществлением не может быть
сглажен вполне и чувствуется местами, несмотря на все искусство режиссера.
Другой род пьес—те, которые создаются революционными авторами, являют собой редкий пример духовного единства, как автора и испол
нителей. Впечатление от спектакля («Рельсы гудят») таково, как будто он — продукт коллективного творчества не только автора и всей труп

пы (включая и рабочих) — не только активных

участников спектакля, действующих на сцене, но и пассивного созерцателя его публики».

Ничего подобного Жемье не находит в современном французском театре, где радости и тре

воги рабочего класса остаются без ответа на сцене и где театр вынужден промышлять репертуаром для развлекающейся буржуазии. В новом направлении советского театра художественная вы
сота содержания еще не нашла своего оформления в творчестве гения, говорящего новые слова всему человечеству. Этим и следует объяснить попытки приспособления старого репертуара.
— Все, виденное мною в жизни вашей страны, бьющей горячим ключем, дает мне уверенность — говорит Жемье,— что этот автор уже растет и скоро скажет миру свое слово — через театр.

С. ИКОННИКОВ