Зар. худ. Маризе
Власов-Глеб
МИКАЭЛО
изводит серьезное впечатление. Столь же не убедителен и эпизод заседания заводской комячейки. Все в нем статично и бескровно.
Но вот что любопытно: актеры театра, не су
мевшие дать в «Цементе» ансамбля, часто глубоко запоминаются в отдельных ролях.
Вот хитрый, но простодушный
забияка — Жук, блещущий своим юмором и уми
ляющий своей неуемной суетливостью — в превосходном исполнении Снегирева.
Вот рабочий Громада, недотепа, с трудом усва
ивающий сложную азбуку коммунизма — Плотников.
Вот угрюмый, но честный и уп
рямый рабочий Лошак — Чаусов.
Вот сонливый педант, ленящий
ся даже раскрыть как сле
дует глаза и взглянуть в лицо своему собеседнику — предсовнархоз Шрамм — Ворошилов.
Вот кряжистый сильный и
боевой предисполком Бадьин — Бессонов.
Вот — непоколебимый предгубчека Чибис — Неронов.
Вот звонкая, решительная во всем и всегда, новая женщина, вышедшая из рядов простых баб — гладковская героиня Даша Чумалова в обаятельной передаче актрисы Дмитревской.
Мы возражаем только против трактовки Клейста — артистом Морским — сухим и ограниченным немцем, заставляющим нас сомневаться в своей способности к увлечению восстановлением завода.
Глеб Чумалов — Власов скорее интеллигент, чем пролетарий. Он все еще сбивается с текста, точно еще репетирует, а не играет свою роль.
Слишком размагниченной, расслабленной показалась нам и Мехова — Бреусова. Неужели по
добной неврастеничке поручили бы заведывание женотделом?
Слишком серым и бледным кажется и образ Сергея Ивагина — этого Гамлета, бросившегося в октябрьскую революцию без достаточных сил и опоры.
«Цемент» Гладкова, снова, не осуществлен. Это всего более досадно, ибо можно бояться, что желание видеть в этой вещи предлог для содержательного современного спектакля — исчезнет.
« Цемент» Гладкова вызвал на театре самые радужные надежды. Скрещение тем хозяйственного возрождения и нового быта в этом «циклопическом» романе — обещало черноземную почву
для построения крепкой сценической интриги. Живопись расчищенного от паутины и бурьяна завода — прельщала возможностями живого сце
нического оформления. Колорит текста — подкупал своей сочностью. Рельефность отлично написанных образов — предсказывала со сцены яркие фигуры современников.
Вполне естественно, что на «Цемент» покушались одновременно: «Театр имени МГСПС» и «Реа
листический Театр». Если здесь и можно было чему либо удивляться, так это только тому, что к «Цементу» оставались равнодушными наши другие московские театры.
По странной прихоти судьбы, между нашими ожиданиями и сценическими осуществлениями «Цемента» — оказались глубокие противоречия.
В «театре им. МГСПС» — «Цемент» превратился в несколько громоздкий и сентиментальный спектакль. В «Реалистическом театре» — «Це
мент» лишен пафоса, свойственного творчеству Гладкова, а вместе с тем и его юмора, красок, темперамента.
Мы встречаем в этом театре целый ряд удачно воплощенных сценических персонажей, но никак не можем увидать целостного сценического представления. Увлечение театра отдельными хара
ктерными образами пошло за счет организации единой сценической композиции.
В «Реалистическом театре» отсутствуют своеобразный стиль письма Гладкова и ритмы воскре
сающего завода, но на-лицо, — несколько гладковских типов.
Огромная тема расщеплена на броские и хлесткие фразы. Калейдоскоп образов ограничен пока
зом нескольких удачно схвачен
ных портретов - рабочих. Панорама гиганта-за
вода ограничена краткими, но ма
ло выразительными сценами.
Несмотря на участие, в каче
стве оформителей спектакля худо
жников Дейнеки и Пименова, не
сомненно близких теме Глад
кова, спектакль лишен необходимой архитектуры.
Менее всего принимается эпизод «На бремс
берге», в которой персонажам пола
гается защищать завод от насту
пления зеленых
банд. Весь эпизод звучит более, чем наивно, и вряд ли на кого-либо про
Зар. худ. Маризе
Дмитревская — Даша
РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ТЕАТР