театры москвы

С

удовольствием поделюсь с «Современным Театром» своими впечатлениями о советском театре.
Во всех областях театрального дела у вас ведется очень интенсивная работа, которая или уже дала, или обещает еще дать самые плодотворные результаты.
Ваша психология отличается чуткостью и тонкостью восприятия. В этом объяснение обилия у вас прирожденных талантливых актеров.
Я очень высоко ценю сплоченность ваших трупп, что я объясняю постоянством их состава и той идейностью, которую актеры вкладывают в свою работу. В пьесе «Дело» артисты, окружающие М. Чехова, отличной своей игрой временами заставляют нас забывать об исключительности дарования самого Чехова; ансамбль труппы театра МГСПС полон жизни и вполне безупречен. Я восхищен труппами Художественного I и Малого
Театра. В последнем актеры, исполнявшие гусаров в пьесе «Гусары и голуби», поразили меня живостью, богатством фантазии в создаваемых ими
образах, прекрасной спайкой, сохраняющей свою цельность, несмотря на быстроту действия, разнообразием группировок, всегда художественно выдержанных. Столько молодости и жизни не найти в нашей парижской обстановке.
Из отдельных исполнителей, с которыми мне пришлось познакомиться, я должен выделить М. Чехова, которого я считаю великим европей
ским артистом, масштаба Шаляпина, Цаккони
и др. У Чехова есть свой репертуар. Он может завтра же ехать в заграничное турнэ и пожать
мировые лавры. Как будто едкой кислотой вытравляет этот артист создаваемые им образы, на
столько они резко очерчены, настолько выпуклы. Замечу, тем не менее, что тонкий филигран че
ховской игры таит иногда в себе опасности углубления чрезмерного, требующего некоторых комментариев. Характеры, которые должны заба
влять, начинают надоедать своей навязчивостью; другие, которые должны нас трогать, слишком настойчиво стремятся вызвать у зрителя жалость. Можно подумать, что Чехов не удовлетворен своей
работой, что каждый вечер он вновь отделывает ее и углубляет. Я уверен, что этот крупный актер еще вырастет, когда он перестанет сомневаться в себе самом.
Из других актеров отмечу Коврова в театре им. МГСПС, играющего красного директора в пьесе «Рельсы гудят». Я высоко ценю тонкие, метко-подмеченные детали его игры. Если этот актер так же силен и в других своих ролях, то,
конечно, он один из лучших актеров советского театра. В оперной Студии им. Станиславского тонкая и полная нюансов игра и художественное вокальное исполнение артистки Гольдиной («Царская Невеста»). Наконец, должен выделить ис
ключительное дарование артистки Глизер в Театре «Пролеткульт». (Пьеса Глебова—«Власть»). Я сна
чала не разобрал—мужчина или женщина исполняет роль шестидесятилетней каррикатурной ста
рухи, и был поражен, узнав, что вышедшей из рабочей среды артистке лишь 25 лет. В ее игре я обнаружил необычайную уверенность в себе,
тонкое изобретательное воображение и знание композиции.
Из виденных мной постановок особый интерес представляли для меня те явления в вашем театре,
которые вызваны к жизни новым социальным строем. К таковым я отношу, с одной стороны, постановку пьесы «Горе уму» в театре им. Мейерхольда, с другой — пьесы рабочего театра «Рельсы
Гудят» в театре им. МГСПС и «Власть» в театре «Пролеткульта».
Мейерхольд стремится обострить социальный элемент в лучших произведениях классической
драматургии и для этой цели очень свободно распоряжается текстом автора и указанным им:
сценическим оформлением. Я предвижу сильное сопротивление со стороны европейских авторов такого рода режиссерской работе и, поскольку
в пьесу включается посторонний текст и музыка, считаю, что дело не обойдется без столкновений, лежащих в области разграничения авторских прав. Правда, я лишь отрывочно и через переводчиков мог следить за ходом действия, но я вынес впечатление, что, несмотря на крупный художественный талант режиссера, местами у него наблю
даются следы искусственной смычки. Постановка Мейерхольда обращается, главным образом, к рас
судку зрителя, и известная доля рассудочных элементов может остаться непонятой некоторой ча
стью публики. Отсюда вполне естественно, что постановка Мейерхольда вызывает горячие споры в обществе и литературе. Пока же Мейерхольд
работает над старым репертуаром, я боюсь, что он не в полной мере дойдет до современного зрителя.
Совершенно другое я нашел в рабочей спектакле другого типа, в частности в «Рельсы гудят»,
Мы присутствуем здесь при зарождении подлиннопролетарского театра. Конструктивное оформление превосходно гармонирует со зрительными представленнями рабочей аудитории, с сюжетом
пьесы, с идейным ее устремлением. Внутреннее единство, замыкающее в себе и содержание, и форму пьесы, и ее постановку, и созвучную ей
аудиторию — достигает редкой степени полноты. Коммунистический театр не создал еще мирового произведения. До сих пор задачи момента, задачи пропаганды поглощали главную часть его вни
мания. Следует, однако, заметать, что пьесы последнего времени далеко превосходят по своей
художественной тонкости пьесы раннего периода революции. Кризис еще не изжит, но все дает мне уверенность, что ваша плодородная почва еще породит гения, который доведет до сознания
всякого эти новые формы театрального искусства, созданного вашей революцией.
Французский ребенок лишен своего театра.. У него нет ничего, что бы напоминало ваш Педа
гогический детский театр. Воспитатели нашего будущего поколения не используют совсем такого могучего средства непосредственного воздействия
на душу ребенка, как детский театр. Лишь посетив спектакль, подобный «Черному яру», можно составить себе представление о той силе, с какой юная аудитория реагирует на пьесу, обращенную к чувствам справедливости, товарищеской солидарности и самопожертвованию. Преданность вос
питателей и актеров своей благородной и требующей большой душевной чуткости работе вызывает во мне чувства глубокого к ним уважения.
Наконец, совершенно отдельно, как уже законченное театральное достижение, я ставлю Оперную Студию им. Станиславского, где я ви
дел «Царскую невесту». Подобно тому, как в свое время работа этого великого мастера (Станислав
ского) создала переворот в области чистой драмы,
так я предвижу, что достигнутое им соединение утонченного драматического действия с музыкаль
ным и вокальным исполнением окажет влияние на будущность современной оперы.
FIRMIN GEMIER