ВНОШУ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

(К предстоящему 20-летию со дня смерти Н. А. Римского-Корсакова)

М

ожно спорить о целесообразности чрезмерного обилия всяких юбилейных чествований, но нет спору о том, что для наиболее крупных, подлинно выдающихся явлений общественной или культурной жизни именно юби
лейные или «поминальные» даты — наиболее удобны в смысле широкой популяризации этого явления, привлечения к ним действительно широкого внимания.
В июне 1928 года исполняется 20 лет со дня смерти одного из выдающихся, крупнейших мастеров русской музыки — Н. А. Римского-Кор
сакова. Огромное его музыкальное наследие, бодрый, радостный оптимизм этого творчества, его исключительно глубокое, продолжающееся
и по сей день влияние на творчество других композиторов — не только русских, но и западных, — наконец, редкостный общественный
облик этого профессора, который в 1904—5 г.г.
показал себя таким решительным сторонником и другом революционной молодежи, который не боялся пойти против всей реакционной профессуры — все это говорит о том, что эта дата должна быть широко отмечена.
Из произведений Римского-Корсакова исполняются у нас многие, но многие другие почти со
вершенно не известны широкой публике — как например «Кащей бессмертный», эта осенняя ска
зочка, с замечательной теплотой и музыкальной лаконичностью рассказывающая об освобождении, о победе над мраком угнетения. Ведь не случайно ее исполнение в 1904 году вылилось — вместе с чествованием Римского-Корсакова — в большую политическую манифестацию.
И если мы так ценим каждое произведение крупных мастеров, хоть теперь приближающихся к темам революции, то как же не подчерк
нуть то, что в этом направлении осмелился сделать замечательный музыкант больше 20 лет назад?
«Снегурочка», «Садко», «Майская ночь», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» (эта острая, первая — если не единственная — в большой опере сатира на царскую Рос
сию) — все эти произведения, давно вошедшие в основной репертуар оперной сцены — известны десяткам и сотням тысяч наших слушателей, особенно теперь — благодаря передаче опер по радио.
А «Псковитянка», «Млада», «Моцарт и Сальери«Сервилия» и другие — многие ли знают их — или даже о них? Или о симфониях Римского-Корсакова — почти совсем никогда не ис
полняющихся, в то время, как его «Шахеразадаи «Испанское Каприччио» принадлежат к числу самых популярных симфонических произведений.
Если далее хоть бегло упомянуть о большой работе, проделанной Римским-Корсаковым над произведениями его современников — Бородина,
Мусоргского, о педагогической деятельности Р. - Корсакова, который был учителем целой
плеяды замечательных русских музыкантов, — то это только подчеркнет исключительное значение Р.-Корсакова.
Вывод: надо широко ознаменовать 20-летие со дня смерти Римского - Корсакова — организацией в 1928—29 концертном году максимального количества исполнений его вещей—оперных,
симфонических, камерных, вокальных. Лучше всего это сделать в виде циклов, сопровождая исполнение лекциями.
Надо организовать журнальную, книжную, брошюрную популяризацию сведений о мастере.
Все это должно быть заранее тщательно подготовлено и проведено всеми советскими организациями подлинно организованным порядком, под руководством одного центрального, вполне авторитетного комитета.
Мы много внимания уделили — или хотели уделить Бетховенскому юбилею, причем сделано было довольно много ошибок, в результате которых подлинно широкое, «всесоюзное» чествование памяти великого гения музыки фактически не осуществилось.
Надо учесть эти ошибки и ознаменовать дату смерти Р.- Корсакова так, как он того заслуживает.
А. ЦУККЕР

первомайский театр

З

а последние годы в СССР день пер
вого мая стал массовым народным
праздником, принимающим характер декоративнокарнавальных шествий и демонстраций.
Мне бы хотелось предложить совершенно новый вид проведення первомайских празднеств под открытым небом.
За последние годы решением этого вопроса занимались многие режиссеры, художники, литераторы и пр.
Конкретных достижений немного. Только так называемые «левые» художники кое-что сделали в этом направлении.
«Правые» топтались на месте, они никак не могли изменить традиции «сверчков», «ночных туманов» и прочей эстетической парфюмерии. По вопросу о театре под открытым небом они остаются, конечно, при особом мнении, как всегда.
Но потребность в открытом театре велика. Масса хочет иметь свой революционный театр, где бы она могла быть одним из действующих элементов спектакля.
Разрешая настоящий вопрос о театре под открытым небом, нам прежде всего при
ходится сталкиваться с территориальными и топографическими планами действия и с выте
кающими отсюда построениями в смысле материально-вещественного оформления.
Вот тут-то и начинаются все споры и разногласия по вопросу об оформлении площадки, на которой должно развернуться массовое действо.
Одни предлагают воздвигнуть грандиознейшие постройки, на которых должно быть разыгрываемо массовое действие.
Другие, наоборот, высказываются в пользу некоторой «портативности», предлагая перево
зить почти целиком театральные установки из закрытых театров на свежий воздух.
Говорить о том или другом виде театральных установок под открытым небом в ближайшее время нам не приходится, так как мы еще очень бедны.
Выход может быть один — это использовавие местных уличных, площадных, фабрично-заводских, портовых установок.