В. И. ЛИХАЧЕВ [*)]

В

И. Лихачев— артист гибкой сценической техники. Широкий диапазон его дарования вмещает возможность комедийных и драматических воплощений. Как комедийный актер он легок и подвижен. Стихия ки
пучей юности, которая присуща его дарованию, и которую он расточает на все свои комедийные образы, способствует соединению в комедийных ролях технического мастерства и непосредственности. Он обладает счастливым даром производить впечатление расточительной, избыточной си
лы и легкости. Поэтому так часто трудно бывает отделить у него стихийную интуицию в овладении ролью и в ее передаче от расчетливого актерского мастерства. Беззаботность, легкая, пенящаяся, иногда как будто бездумная взволнованность, юношеская радость, вот его черты, как комедийного актера. Но все эти оттенки его комедийной
динамику движении, в декламационную приподнятость вибрирующего голоса. Однако, при всем том он не проявляет физиологических признаков драма
тической выразительности—надрывного крика, бессодержательных и преувеличенных поз. Отсюда—
драматизм без притворной аффектации, лиризм— без слащавости и жеманства и романтический пафос. К этим граням его творческой природы следует присоединить еще одну — он с какой-то легкостью нашел ту равнодействующую, которая примиряет и объединяет такие полярные особенности, как способность интеллектуального проникновения в образ, идущая от внутренней дисциплины и культуры, и эмоциональной угадки сущности роли.
Наконец, есть в нем одна особенность, которая может помочь ему глубже войти в новую революционную эпоху. Это — бодрость, горячность и задор протеста. Особенность эта — давняя;
она не возникла случайно, или под влиянием принуждения как дань требованиям нового времени.
[*)] Из монографии о В. И. Лихачеве, выходящей на-днях в свет в изд. «Теакинопечати».
В этом мажорном строе бодрости или протеста выдержаны многие его создания — и Витторино, и фавн, и Арлекин, и Фердинанд («Коварство и лю
бовь»), и Чацкий, и принцреволюционер(«Железная стена»). Может быть, этой
своей счастливой особенностью артист в дальнейшем воспользуется уже не для реставрации прежних образов, но для того, чтобы овеять современ
ного зрителя дыханием живой нынешней героики,
революционной романтики. Это будет желанным и достойным ее применением.
Во всяком случае, сейчас его артистическая индивидуальность далеко еще не израсходована.
Он не только является артистом, предстающим во всем трепете его часто полнозвучного и самоцветного мастерства, составляющаго в последние годы единственное содержание спектаклей, в которых он выступает; он — театральный дея
тель, возглавляющий свою труп
пу, и вдумчивый, серьезный режиссер. ПРОСПЕРО

В

И. Лихачев родился в 1884 го. ду, в Ленинграде. Начав
с любительских спектаклей, он в 1902 г. поступил на службу, как профессиональный актер в Ленинградский Народный Дом. С первых же месяцев работы в Народной Доме, В. И. были по
ручены 2 ответственные роли, которые и выдвинули его как актера. Это — «Севастополь»,
историч. хроника (роль Мити Рубаченко, юного героя Севасто
польской обороны), и пьеса «Иоанн III›› — Навроцкого (роль Царевича Дмитрия).
В 1904 году В. И. переходит в театр К. Незлобина в Риге, где совершенствуется под руководством режиссера К. А. Марджанова и К. Н. Незлобина.
В 1909 году театр К. Незло
бина обосновывается в Москве. Вместе с ансамблем театра В. И. выезжает на гастроли в Ленинград, Киев, Варшаву, Ригу. В Москве он выступает в ряде пьес (Орленок, Король Дагобер, Ренессанс, Идиот, Дон-Карлос, Шут на троне и др.) и имеет исключительный успех.
После Октябрьской Революции, он устраивает регулярные спектакли в рабочих районах Москвы. В 1922 г., после ликвидации театра К. Нез
лобина, до 1923 г. выступает в рабочих клубах. В 1923 г., по приглашению Рижского Русского
Театра с разрешения Комиссии по устройству заграничных гастролей советских артистов, Ли
хачев уезжает на гастроли в Прибалтику (Латвия и Эстония). В Эстонии В. И. подвергался репрессиям за поставленные им следующие пьесы:
«Шут на троне»,«Царь всея Руси»,«Комедия двораи «Железная стена», что дало русской эмиграции повод не только обвинить В. И. в «коммунистиче
ской агитации», но и устроить обструкцию в зри
тельном зале во время хода действия (ІІ-й акт «Железной стены»).
Вернувшись в СССР, В. И. Лихачев организовывает коллектив драматических артистов и гастролирует по СССР.
В. И. Лихачев
К двадцатипятилетию сцени
ческой деятельности.
игры, как из зерна, выросли из театральных традиций, которые ближе всего примыкают к сценическому натурализму.
Как драматическому актеру, Лихачеву не отпущены беспредельные трагические возможности. Сила драматической выразительности умеряется у него ров
ным пламенем лиризма, составляющего внутреннюю стихию его творчества. И в этой — драма
тической — области творчества он вырос из сценического нату
рализма. Оттого его романтизм всегда дает чувствовать свои реальные психологические корни. С другой стороны, Лихачев принадлежит к тому типу артистов, для которых страсть, эмоция начинаются тогда, когда они реализуются в слове и жесте и че
рез них раскрываются. Оттого реалистическую сущность изображаемых образов он облачает в одежды романтизма — в тон
ко разработанную пластическую внешнюю форму, в театральную