В ДЕНЬ ПЕЧАТИ День печати знаменует собой не только празд

ник работников пера. В наших условиях — это день всей нашей общественности. Среди вольностей, за которые всегда боролся пролетариат и под его руководством вся масса трудя
щихся, — право на подлинную свободу печати
для трудящихся составляло одно из главных завоеваний.
Прокламационные листки революционных подполий, дореволюционные брошюры и статьи, написанные «эзоповским» языком, первые полулегаль
ные и легальные газеты эпохи революции 1905 г., придушенный голос печати, загнанной царской цензурой в эпоху реакции, героическая эпопея «Звезды» и «Правды», наконец, большевистская
печать предоктябрьских и октябрьских дней — таковы незабываемые ступени к нашей советской печати, справляющей ныне, как и каждый год, свой общественный юбилей.
«Шестая держава»—так обычно именовали Представители капиталистического господства и импе
риалистического захватничества свою печать. Это было верно с точки зрения нордклифовских газетных трестов, магнатов капиталистической индуст
рии, буржуазных парламентариев, которые рассмат
ривают печать в ряду других средств господства над массой, как мощное и тонкое оружие обмана, парламентских махинаций и анти-социалистической прививки.
Иначе смотрел на печать революционный пролетариат. Известно, какое огромное и исключительное значение придавал печатному слову Владимир Ильич Ленин, видевший в га
зете не только агитатора и пропагандиста, но и организатора масс.
Октябрьская революция, как и во всех других областях, вскрыла и на этом участке культуры все гигантское значение печати для пропаганды, для революционного пролетарского дела.
Подпольные листки выросли в огромную, поистине, мощную систему агитационного воздействия на массы через воззвания, плакаты, стенгазеты. Возникшие в тягчайших условиях гонений небольшие страницы «Правды» и «Известий Совета» выросли в первоклассные газеты с мил
лионными тиражами. Скромные брошюры пре
вратились в многотомные собрания сочинений революционных вождей. Выросла многотиражная книжная массовая продукция, поднялись тиражи книг и журналов.
Еще тысячами недостатков болеет наша пресса (особенно на местах), наша массовая литература
для рабочих и еще более для крестьян, наша книга, наша журналистика. В порядке жесткой самокритики каждый такой дефект должен изжи
ваться. Но вместе с тем, когда оглянешься назад, какие все-же большие пути пройдены нашей ра
боче-крестьянской печатью за эти исторические 10 лет.
И хотя мы до сих пор не научились в полной мере по-ленински через нашу печать «травить негодное» и «рекламировать достижения», — как много все же сделано и делается нашей армией газетных работников, журналистов, рабкоров и стенкоров в деле выявления и разоблачения недо
статков нашего механизма, в деле содействия бьющей из низов мысли массовика.
В последние два года мы имеем огромное пробуждение общественного внимания к вопросам искусства.
После литературы на первый план выдвигаются эти вопросы, в частности, вопросы театра и затем кино. Искусство, как мощное орудие агитации, пропаганды и организации масс, оценено, наконец, во всей его силе. И неудивительно, что теперь
повысилась роль критики и печати по вопросам театра, кино и других видов искусства. На печать выпала задача разъяснить рабоче-крестьянскому зрителю политические, идеологические и худо
жественные ценности того или иного произведения искусства, тех или иных течений в области искусства, помочь работникам искусства — попутчикам—в деле приближения к задачам революцион
ной современности, содействовать пролетарскому участку искусства, бороться с враждебным мещанским влиянием, продвигать произведения, от
ражающие характерные черты переживаемой нами эпохи социалистического строительства, классовой борьбы пролетариата.
Далеко ли продвинулась критика по этим путям? Конечно, недостаточно. Хотя есть известные сдвиги, но плановая работа в этой области еще впереди.
Нужна подлинная марксистская рецензия, публицистика, низовая критика.
Но было бы простой несправедливостью не отметить известных достижений в этом деле за последние 1—2 года. Печать по вопросам искус
ства и, в частности, театра в основном подтянулась. Мы имеем ряд кампаний, поднятых и проведенных в специальной и общей прессе, по общим во
просам, по борьбе за оздоровление быта в театре, бурно прошли дискуссии по театру и кино. Наряду с этим мы имеем выросшую литературу по театру
и кино. Разумеется, боевая задача в этой области— поднятие качества и это только начало.
Армия рабкоров и стенкоров недостаточно втянута в это дело. В совершенно зачаточном состоя
нии находится печать внутри самих зрелищных предприятий. Это составляет, к слову сказать, одно из проявлений слабости внутри общественно жизни и быта театра.
В день печати — 5-го мая и в последующие дни надо вновь вспомнить значение этого оружия
агитации, пропаганды и организациии масс на всех участках культуры, в том числе и искусства.
Печать и критика на службе революционного ис
кусства— таков наш лозунг в день печати.