С именем Художе
ственного театра связана очень крупная полоса в истории развития нашего обществен
ного сознания. Долгие годы этот театр назывался «театром Чехова». Этим определяется идейная роль театра. Он был наиболее ярким воплощением настроений и переживаний русской интеллигенции в течение почти четверти века.
Это театр того периода нашей истории, когда отказавшаяся от участия в строительстве жизни, отказавшаяся от разрешения всяких социальных задач, — огромная часть русской интеллигенции ушла во внутреннюю индивидуальную жизнь, когда преобладала стихия созерцательная над активистским волевым началом.
Эту эпоху, эпоху глубоких внутренних переживаний, эпоху чеховских мечтаний и грусти воплотил в несравненных образах Художествен
ный театр. Ему наша история обязана выявлением и всей сущности европейского модернизма, созвуч
ного настроениям русской предреволюционной интеллигенции.
В этом смысле он обогатил наше понимание психики не только русского, но и европейского мыслящего общества, углубил понимание кризиса, пережитого этим обществом накануне мировой катастрофы.
Октябрь, потрясший основы этого миросозерцания и мироощущения, — на несколько лет вы
бил из колеи и этот прославленный театр. После. 1917 года театр пережил несколько критических лет. Как и всякий художник, деятели этого театра не могли не почувствовать, что в новой среде нельзя играть по-старому, что нужны новые стимулы вдохновения, новые театральные темы и новые формы игры.
Все друзья театра опасались за его судьбу. Все знали, что этот театр, гордо несший знамя «художественного» — не сумеет лгать и приспо
собляться, потому что ни один художник не может лгать, и если лжет, то перестает быть художником.
Не было сомнений, что Художественный театр скорее умрет, чем будет играть неправдиво, т.-е. нехудожественно. Но зато никто не сомневался
и в том, что если Художественный театр ощутит красоту и смысл революции, то это будет одной
из его величайших психологических побед. Это будет началом победы на самом трудном фронте, на фронте подлинного искусства.
К 30-летнему юбилею театра никто уже не сомневается в том, что театр нашел пути, связующие его с той великой борьбой за освобожде
ние человечества, которую ведет русский рабочий класс. Достаточно вспомнить «Бронепоезд»,
не говоря уж о ряде других постановок, воз
никших в орбите его художественного влия
ния,— чтобы понять, как должны мы беречь эту гордость русского искусства.
Во время недавней моей поездки в Норвегию, где мне пришлось видеться с рядом театральных деятелей скандинавских стран и Финляндии,— я смог убедиться, каким благоговением окружено имя Станиславского. Директор государственного театра в Гельсинфорсе Калима говорил мне, что нет режиссера и артиста, который не мечтал бы о поездке в Москву и о постановках Станиславского, так, как мечтает правоверный мусульманин о поездке в Мекку.
Директор «Одеона» Фирмэн Жемье, один из крупнейших театральных деятелей Фран
ции, в своей речи на конференции ленинградских эстрадников, восторженно отзываясь о советском
театре вообще, называл Станиславского «нашим общим отцом».
В день 30-летнего юбилея всякий, кому дорого дело нашего искусства и дело нашей культуры,—
может только пожелать дальнейшего славного преуспевания Московскому Художественному театру, и в особенности его дальнейшего движения по тому пути, на который он вступил постановкой «Бронепоезда».
Я думаю, что чествование Художественного театра должно быть праздником не только искус
ства, но и крупным общественным событием. Значение этого театра должно быть освещено со всех точек зрения. Всякое крупное художествен
ное явление быть может, прежде всего, ценно
именно тем, что оно открывает вам путь к наиболее широкому и наиболее массовому обмену мыслями.
Вот почему мне кажется, что в чествовании Художественного театра должны принять участие не только деятели искусств и культуры, но и об
щественных организаций в самом широком смысле этого слова. Хотелось бы видеть не только историю Художественного театра в постановках если не его важнейших пьес, то отрывков из них—,но и
и ряд заседаний и дискуссий, на которых широко были бы поставлены общественные темы, невольно возникающие при одном упоминании о Художественном театре.
Инициативу создания общественного комитета по проведению 30-летнего юбилея МХТ взяла на себя Государственная Академия Художествен
ных Наук. Большой интерес к юбилею театра проявляют не только наши общественно-театральные организации, но и театральные деятели Запада.
П. С. КОГАН

зо лет мхат а

предстоящему юбилею