Длинная широкая аллея в сосновом бору.
«Большой проспект
Измайловского зверинца». Прочно Строенный большой дом «Убежище престарелых работников театров».
Здесь, в 18 комнатах, живут бывшие артисты Большого и Малого театров, здесь носятся тени театрального былого, здесь, подлинно, все в прошлом.
Большие и малые комнаты. Кровати с высокими перинами и целой горой подушек. И почти во всех комнатах множество фотографических карточек, изображения артистов в ролях.
Но вы, конечно, не узнали бы в этих молодых красивых жизнерадостных женщинах в костюмах балерин, или в оперных одеждах, тех старушек, которые с необычайным волнением, чрезвычайно растроганные посещением нового человека, рас
сказывают вам наперебой в большой и светлой столовой о прошедших днях былой артистической работы, а кое у кого и славы.
В 1896 г. по инициативе артистов Большого и Малого театров в Москве возникло Общество по оказанию помощи престарелым артистам этих театров и их семьям. На средства, собранные пу
тем устройства концертов, на членские взносы и добровольные пожертвования и на процентные отчислёния от жалованья артистов, в прекрасной здоровой местности под Москвой, в так называемом Измайловском зверинце, был выстроен дом— «Убежище».
В настоящее время в «Убежище» проживает 20 человек. Все—работники театров, главным об
разом, оперы и балета, которые раньше других теряют свою трудоспособность. Драматические артисты могут работать на сцене до глубокой старости. Поэтому драматических в Убежище почти нет.
В настоящее время артисты Большого театра вносят приблизительно 90. руб. в месяц, артисты Малого театра 46 руб. в. месяц. «Артистический кружок» до 100 руб. в месяц. Губрабис дал единовременно 1000 руб. Вот на эти средства и содержится общежитие в образцовом порядке, в исклю
чительной чистоте. Кроме того, часть призревамых получает еще пенсию от Собеза, от 12 до 45 р., смотря по квалификации. Получающие пенсию платят ежемесячно за стол в Общежитии 8 руб. Не получающие пенсии — находятся на полном иждивении в Убежище.
Кто же они, эти ушедшие на отдых работники театров?
Многие из них знали в прошлом восторги зрителя, овации, кружащий голову аромат театрального успеха.
Вот бывшая солистка ГАБТ-а Павленкова. Прослужила в Габте 20 лет. С 1889 г. Она прекрасно помнит свои любимые партии Зибеля, Ольги,
Полины в «Пиковой даме», Ульрики в «Балмаскараде» и т. д.
Маленький подвижной старичок с небольшой белой бородкой, в ермолке, мелкими шажками подбегает к группе окруживших нас старых женщин.
— Вот наш единственный мужчина в общежитии, говорит Зав. убежищем А. Г. Исаева, вдова суфлера Габт-а.
— У нас все больше женщины! Познакомьтесь, вот т. Мясин.
— Я был крепостным помещика Нейкова Сим
бирской губ., родился в 1860 г. 10-ти лет отец отвез меня по приказанию помещика в Казань и сдал в учение частному учи
телю музыки Новицкому, поляку, сосланному на поселение за активное участие в польском мятеже— говорит Мясин. 13 лет я уже служил у антрепренера Медведева. За свою долгую жизнь объездил всю Россию. В 1882 г. попал в Москву. 6 лет прослу
жил у Корша. Потом выдержал конкурс, поступил в оркестр Габт-а, откуда был уволен за престарелым возрастом в 1911 г.
Большинство живущих в Убежище артистки хора и былые корифейки балета. Вот бывшая балерина московских и петербургских театров Тихомирова — прекрасно помнит Соколову, Вазэм, Иогансон, Бисонье, Кшесинскую и Цукки.
— Кшесинскую я помню еще маленькой девочкой 9— 10 лет. Когда я в 1883 г. приехала в Мариинский театр, Кшесинская еще обучалась в школе. Немного попозже мне пришлось слышать
от самой Кшесинской, что она «скоро будет первой балериной в России» — рассказывает Тихомирова.
Одна из учредителей убежища Загребина- Алексеева рассказывает нам, как боялись артисты
Габт-а выступать в хоре на коронациях бывших царей.
— На эти коронационные выступления ездили по принуждению. Сколько бывало натерпишь
ся страху. Поешь и боишься— вдруг кто-нибудь да бросит бомбу!
Чрезвычайно колоритную фигуру представляет собой прослужившая 20 лет на первых ролях в Большом театре Надежда Васильевна Салина.
Старая Москва еще должна помнить Салину в ее главных ролях Татьяны, Маргариты, Эльзы в
«Лоэнгрине» и т. д. Впервые в России в 1886 г. Салина пела «Снегурочку» у Мамонтова. В бенефис Салиной в 1908 г. в первый раз была поставлена опера «Сказание о граде Китеже».
Салина только гость Убежища. У нее в городе своя квартира, где она занимается педагогической
работой. Но, желая помочь своим престарелым товарищам, Салина снимает комнату в общежитии,
внося за это определенную сумму в месяц и, когда престарелой артистке хочется отдохнуть, уйти от шумного города, она приезжает на два дня в неделю в «свое» убежище.
Здесь же в Убежище Салина пишет свои мемуары, в которых чрезвычайно интересными являются воспоминания о встречах с композитором Рубинштейном, художниками Ярошенко, Куинджи, Левитаном, Коровиным и др.
Тихо и мирно протекает жизнь в Убежище. И только старые выцветшие фотографии на стенах напоминают о прошлой яркой жизни.
— Новое растет, и многое кажется нам непонятным, однако, полагаем, что жизнь актерская
будет лучше, свободнее, плодотворнее — говорят нам на прощанье бывшие актеры. В столовой ви
сит портрет Луначарского. Многие из обитателей Убежища чрезвычайно интересуются газетами и были на всех новых постановках Габт-а.
В Ленинграде Российское Театральное О-во имеет свое Убежище для престарелых тружеников театра, в котором 40 пенсионеров.
Д. МАЛЛОРИ

ВСЕ В ПРОШЛОМ!