Викторина Кригер-дочь заслуженного арти
ста В. А. Кригера и артистки и писательницы Н. П. Кригер-Богдановской. Окончила Государственную Балетную Шко
лу, тогда Московское
Императорское Театральное училище, в 1910 г.
Кригер единственная из своего выпуска была зачислена в труппу Большого театра корифейкой, тогда как остальные попали в кордебалет. Не про
шло двух месяцев, как ее перевели в разряд вторых солисток.
Первые «места», которые она танцовала.
В 1911 году—«Фея Канареек» в «Спящей Красавице». Затем «Красная шапочка» и «Кошечкав том же балете.
Кригер первая из молодежи получила самостоятельную балетную пар
тию — Царь-Девицы в «Коньке- Горбунке». Дебют этот состоял
ся 21 ноября 1915 г. 13 ноября 1916 г. она получила партию Китри в «Дон-Кихоте».
В 1917 году 8 апреля Кригер дебютирует в «Коппелии(кавалер Л. Л. Новиков, неод
нократно выступавший с ней в ряде партий). «Коппелиядала юной балерине возможность выявить технику, гра
ничащую с виртоузностью, элевацию, едва ли не лучшую в московском балете, и громадные мимические способности.
С 1920 г. по 1923 г. В. Кригер гастролировала за границей. Выступала в Румынии,
Болгарии, Венгрии, Чехо-Словакии, Канаде, С. А. С. Штатах и др.
В сентябре 1921 г. Кригер получила предложение из Англии от Анны Павловой, пред
принимавшей тогда турнэ по
Америке— вступить в состав ее труппы. 15 октября 1921 г.
Кригер танцует «Коппелию» в Канце, на открытии сезона в Квебеке. Ряд выступлений в Оттаве, Квебеке, Монреале.
Затем последовали самостоя
тельные выступления Кригер в Нью-Иорке.
Летом 1922 г. Кригер вернулась в Европу и сделала турнэ по Германии, Швеции,
Италии. А ровно через год в 1923 г. вернулась в СССР.
В конце января 1925 г. Кригер вновь вступила в состав труппы Большого театра.
7 февраля 1927 г. ей присвоено звание заслуженной артистки республики.
ВИКТОРИНА КРИГЕР [*)]
Американская печать
что сравнивать ее можно только е
Пляска ,,Комсомольская“ в испол. Викторины Кригер
находила, Павловой.
Безусловно, Кригер — одна из тех балерин, мерить которых можно только мировым масштабом. В самом деле, она представляет одну из, пер
вых величин среди артистов русского балета, в свою очередь являющегося первым в мире.
Отличительная черта дарования Кригер — экстатичность. В танце Кригер профессиональное начало захлестывается и поглощается началом
оргиастическим. Она танцует
буйно, бешено, опьянело, как танцовали вакханки древности, охваченные, по выражению Еврипида, «священным безуми
ем», той «божественной яростьюкоторая заставила их разор
вать на части Пентея «в лесу с красивыми долинами» близ семивратных Фив.

«Викторина Кригер - это ритм, она пробу
ждает чувство ритма в
зрителе и распространяет ритм вокруг себя. Она—
музыка - красота, свет, движение» — говорили о ней немецкие газеты.
***
* * *
Кригер — истая дочь Большого театра, и все же ньюиоркские газеты оставили
на ней яркий след. Америка недаром родина экстрактов. Ничего ненужного, одно су
щественное, будь то работа или сливки, искусство или бульон. Если бы можно было так выразиться: теперешнее искус
ство Кригер — это хореогра
фическая эссенция, балетная классика в сгущенном виде.
***
Главная ценность искусства Кригер в том ликующем прославлении здорового
жизненного начала, в воле к победе, которым оно проникну
то. При нынешней установке на поддержку лишь того искус
ства, которое насыщено утверждением жизни, искусство Кригер как нельзя более совре
менно. Оно заражает зрителя той же крепкой бодростью и радостью, той же волевой напряженностью, которые соста
вляют его сущность. Быть может, в этом разгадка исключительного успеха Кригер у зрителя. И отсюда же, быть может,
родятся нарекания со стороны исконных хранителей чистоты балетных традиций, которые признают танец только в консервированном и охлажденном виде.
Кригер принадлежит к числу тех художников сцены, которые не образуют ни школы, ни последовательницы. Она замечательна, но за нею провал, пустота, через который не перекинешь никакой мостик. Она не создает традиций. От нее ничего не перенять. В. ИВИНГ
Виднейший русский балетный критик Волынский писал о мимической игре Кригер: «Танцовщица возвышалась до Сарры Бернар».[
*)] В издательстве «Теакинопечать» вышла в свет монография В. Ивинга, посвященная ба
лерине Викторине Кригер. Приводим ряд отрывков из этой брошюры.