что обещают

театры
Что обещают нам теат
ры? Прежде всего кое-какие из этих театров в Москве и Ленин
граде уже окончательно остановились на тех или
иных пьесах для октябрьских торжеств. Не все обстоит здесь благополучно. Можно надеяться, что „1917“ г. Суханова намеченный Малым театром будет представ
лять из себя содержательную хронику и даст серию правдивых и тонких портретов деятелей разных направлений, игравших роль в великой драме 1917 года.
С интересом встретит, конечно, публика и „Бронепоезд“ Всеволода Иванова, которому утонченное мастерство I МХАТ‘а придаст соответственную жизнь.
МХАТ ӀӀ-й почти наверное из роменовского „Взятие Бастилии создаст исключительной остроты революционную картину.
Театр Революции (не знаю, в связи ли с Октябрем, но вероятно так) даст „Голгофу Чижевского, пьесу несколько тяжелую, перегруженную материалом и страстью, но давно уже заслуживающую внимания театров.
В Камерном театре пойдет „Антигона Газенклевера, кипучая, яростная молодая пьеса.
В МГСПС инсценирован будет вполне поддающийся этой операции захватывающий „Мятеж Фурманова. Ленинградские театры обрели очень хороший материал в батально-героической пьесе „Взятие Перекопа , которая будет поставлена в виде торжественного спектакля, обставленного всеми силами академических театров на сцене Мариинской оперы.
Как видите, это довольно обильный букет пылающих красных роз, которые театры хотят поло
жить к ногам Октября. Может быть, хотелось бы большего, может быть, кое-где заметны пробелы, но все же нам удастся посмотреть достаточно много интересного, заготовленного театрами для праздника.
МХАТ ӀӀ-й покажет „Смерть Иоанна Гроз
ного и имеет в виду „Закат Бабеля.
Камерный театр гото
вит „Человека с портфелем А. Фейко, драматурга высообещающего и которого уже несколько раз обидным образом недооце
нила наша критика, и „Заговор равных Левидова,
вещь повидимому парадоксальную. С огромным интересом жду я новинок Мейерхольда. Опыт ӀӀ-го МХАТ а сценическая переделка лучшего из ро
манов Белого „Петербург заставляет опасаться за участь „Москвы . Однако, находящийся в полном расцвете талант Мейерхольда, быть может, преодо
леет здесь все трудности. „Горе от ума очевидно, будет ставиться в той же форме глубоко художест
венной трактовки классического произведения, в том) же направлении выявления живого в веках в этом произведении, а не восстановления уже отчасти мертвой социальной проблематики грибоедовской эпохи, как это требуют более поверхностная часть
публики и критика. Если это так, то „Горе от ума“ будет таким же праздником нашего театра, каким был Ревизор . Пусть вокруг него возникнет такой же шум, такое же кваканье и карканье, что не беда, это может быть даже хорошо.
Отмечу еще, что тот же Леонов появиться с инсценировкой своего прекрасного романа „Барсуки
на сцене театра им. Вахтангова. Скажу, однако, что этот роман, как и „Цемент Гладкова, не сов
сем удачно инсценированный театром МГСПС к теперь намеченный IV студией, представляют собою как раз материал, чрезвычайно трудно, на мой взгляд, поддающийся инсценировке.
Я упускаю очень многое из того, что мне известно как намеченное московскими театрами из постановок к предстоящему году; есть еще пьесы
мне неизвестные, есть вероятно и такие, которые неизвестны и самим театрам, ибо к сезону театры приступают лишь с основной наметкой своего репертуара. Весьма возможны и изменения и пополнения. Во всяком скучае сам список пьес совер
шенно оправдывает те ожидания, которые я наметил в этой статье. Он очень богат; в нем большую роль, играет общественный театр, в нем представлены
классики, в нем есть пьесы, отражающие различные стороны нашей современной, прошлой и иностран
той жизни. Достигнутое нашим театром во всей его совокупности исключительное мастерство гарантирует, что в среднем сценическое оформление, намеченное программой, будет высоко удовлетворительным.
А. ЛУНАЧАРСКИЙ
Теперь о репертуаре вообще. В области оперы с
огромным интересом отмечаю постановку в Экспериментальном театре „Воцека“, уже прошедшего с победоносным успехом в конце сезона в Ленин
градской опере. Никакие оговорки не могут также скрыть гигантской музыкальной драматической напряженности странного незаконченного, но гениального достижения Мусоргского „Хованщина .
Можно ручаться за равный же успех балетов „Лолы и „Смерча , где под руководством Голейзовского должен окончательно сдать свой экзамен на художество высшего порядка наш молодой балет.
В Малом театре в самом скором времени мы увидим веселую с большим литературным мастерством написанную Волькенштейном историческую комедию „Голуби и гусары . Насколько я знаю, Ма
лый театр предполагает, как в централе, так и в филиале постановку пьес Шекспира, Лопе де Вега, Гоголя и Островского. Энергично подчеркиваем, что прямой обязанностью Малого театра является давать 4 — 5 постановок на обеих сценах вполне хорошо выбранных произведений классиков ежегодно.
I МХАТ обещает нам инсценировку забавной повести Катаева „Растратчики и „Унтиловск Лео
нова, автора при всей его талантливости пока еще
загадочного, переживающего болезненно кризис роста, но во всяком случае высоко интересного. Там будет представлен также „Отелло .
КАМЕРНЫЙ ТЕАТР-МАКЕТ „АНТИГОНЫ