ПЕРЕВЫБОРЫ СОВЕТОВ И ЗАДАЧИ ТЕАТРА

Н
ачинающаяся кампания по перевыборам советов имеет исключительное политическое значение.
Извне на СССР производится усиленный нажим со стороны врагов и противников пролетарского государства, внутри страны налицо обострение классовой борьбы, вызванное растущим сопротивлением капиталистических элементов политике индустриализации советской страны и социалистической реконструкции сельского хозяйства.
Укрепление связи советов с массами избирателей, рабочих и крестьян будет проходить на основе развертывания пролетарской самокритики, беспощадной борьбы с элементами, враждебными про
летариату и крестьянству, очищения нашего аппарата от элементов, оторвавшихся от масс.
Вся эта огромная по размаху общественная волна не может не всколыхнуть и широких слоев нашей трудовой интеллигенции.
Классовая борьба, идущая внутри страны, находит свое отражение и в процессах, идущих в этих прослойках.
Касаясь этого, вопроса, «Правда» только нациях (см. № 299 от 25 декабря 1928 г.) в ст. В. Попова-Дубовского «На художественном фронтеследующим образом рисует положение дел на этом участке культурного фронта:
«То обострение классовой борьбы, связанное с нашим общим ростом, которое наблюдается в области экономики и политики, конечно, не может не найти отражения и на фронте искусства. Здесь кулацко-капиталистическое давление в первую очередь сказывается на художественных кадрах. С одной стороны оно оживляет их наиболее реак
ционные элементы. С другой — оно активизирует среди интеллигентов от искусства типичные качества мелкобуржуазной стихии — «бесхарактер
ность, раздробленность, индивидуализм, переходы от увлечения к унынию» (Ленин).
«Отсюда мы получаем соответственную картину и в самой художественной продукции — усиле
ние интеллигентских упадочнических, лирических, сексуальных и т. п. настроений, ноющую лирику, а кое-где и замаскированное протаскивание явно враждебных настроений и идей...»
Констатируя далее, что «революционный художественный сектор вне всякого сомнения ра
стет, как качественно, так и количественно», в частности, т. Попов отмечает «определенный рост и закрепление революционных театров». «Правдаставит на обсуждение общественности ряд нерешен
ных и новых вопросов, при этом, «в первую очередь вопросов театра и ИЗО» (участие рабочих масс, поддержка новой формы, сотрудничество худож
ника с общественностью, создание новых кадров, поддержка массовых форм искусства и пр.). Указанные выше политические моменты бросают
свой свет и на художественный участок культурного фронта.
Состоявшееся в конце ноября-месяца в Наркомпросе совещание, специально посвященное участию просветительных учреждений в перевы
борах советов, в свою очередь конкретизировало формы работы в связи с избирательной кампанией.
Кампания перевыборов должна на просветительном фронте проходить в этом году под знаком массовости, организованности, не только давая максимум для самой избирательной кампании
и вовлечения в нее наиболее широких слоев, но содействуя активизации самой армии просвещенцев.
Театр — немаловажная сила среди орудий художественно-просветительного воздействия на массы. Во время подготовительных и избиратель
ных собраний надо продемонстрировать упущения, пробелы и достижения в работе за истекший год со стороны тех теа-работников, которые были этот год депутатами в советах губернских, районных, уездных. Надо конкретно вскрыть недочеты, организационные и хозяйственные, бытовую отсталость в работе театров и его отдельных элементов (дирекция, режиссура, актерство, кадр служащих и рабочих сцены, общественные орга
ны— художественный совет, местком и проч.), не замалчивая и достижений, но на тех же началах конкретного их освещения.
Работа учреждений и организаций, руководящих театром, должна быть также самокритически и конкретно освещена в связи с перевыборами советов (УЗП, ОНО, Политпросветы, Рабис).
Особое внимание следует обратить на работу секций просвещения советов, в круг интересов которых входят (но весьма слабо еще!) вопросы
художественно-зрелищного порядка. Задача — критикуя активизировать эти секции в связи с кампанией перевыборов.
Достаточно полное освещение должны найти себе вопросы театральной учобы, выдвижения молодняка и др.
При выработке наказов избирателям необходимо с большей, чем до сих пор, внимательностью и
четкостью фиксировать моменты, касающиеся культурно-художественной работы.
Если так обстоит дело с отражением художественно-зрелищной театральной работы в деятель
ности советов, прошедшей и предстоящей, то, разумеется, художественно-зрелищные органы и театры должны откликнуться на кампанию перевыборов, беря ее в целом.
Очерченные выше задачи, выдвинутые партией и советской властью в связи с перевыборами,
диктуют театру роль художественного отразителя и пропагандиста этих генеральных задач социалистического строительства.