дешевая ловкость стихотворцев, ни поверхностное гурманство. Насаждение новых форм и только форм меня не интересует.
С другой стороны, мне кажется недопустимым игнорирование формы и ритма, якобы на пользу содержания и так наз. «переживания» — пре
вращать стихи в рассказ, делать недопустимые паузы, ускорять темп чтения.— Этим грешат чтецы, не слышащие и не чувствующие, ритма и
движения стиха; стараясь уложиться как-то все таки в произведении, они искажают ритм и форму.
В стихах же большого творчества форма и содержание неразрывное целое, вытекающее одно из другого. Часто форма помогает мне подойти к содержанию, раскрыть его. Иногда мне удается даже автору раскрыть содержание его стихов, помочь ему осознать то, что вылилось интуитивно в процессе творчества.
Ближе всего мне стихи с упрощенной фактурой, свободные от всякого литературного реквизита. Мне дано воздействовать на слушателя еди
ным целым. Меня слушатели понимают даже тогда, когда я читаю стихи со сложным ритмом
новейшей поэзии, в которой читатели сами не могут разобраться.
Мой метод работы не очень сложный, но длительный. Я прежде всего стараюсь услышать ритм и освоиться с ним. Я стараюсь уловить
голос и движение поэта. Утвердившись в ритме и движении стихотворения, я могу, как понимаю, по-своему толковать содержание; причем, раз я поняла форму, я не могу не понять содержания, потому что в стихах большого творчества внутрен
ний и внешний темперамент, т. е. содержание и форма — едины.
Когда моя воля совпадает с волей поэта и я живу с ним органической жизнью, я никогда не ошибусь ни в ударениях, ни в паузе, ни в движении, хотя бы и не проделывала научного ана
лиза. Ударения могут быть произвольны и зависеть от условий контекста, правила же указывают лишь на возможности.
Ведь поэт не зря пишет и ритм и рифму. Родится стихотворение у поэта вместе со звуком; это обязывает чтеца сохранять и звук, и ритм, и рифму,
«Бежит он дикий и суровый И звуков и смятенья полн, На берега пустынных волн
В широкошумные дубровы».
(Пушкин «Поэт»). «Несвязные, страстные речи
Нельзя в них понять ничего, Но звуки правдивее смысла И слово сильнее всего.
И музыка, музыка, музыка Вплетается в пенье мое, И узкое, узкое, узкое
Пронзает меня лезвие».
(Ходасевич «Баллада»).
«И звенят без проволочки
Рифма вслед за рифмой четкой, И кокетничают строчки Поэтической походкой».
(Н. Минаев).
Я могла бы привести еще очень много таких стихов, где сами поэты говорят о своем звучаньи и движении. Каждый поэт имеет свой голос, свое «качанье», и нужно уметь их слышать и чувствовать присущее ему движенье и качанье.
Если у чтеца отсутствует способность «подслушать» поэта, если стихотворная музыка ему чужда и непонятна, он неизбежно приходит к «перевиранию текста» и из стиха делает рассказ,
т. е., как я сказала выше, обкрадывает себя и публику.
Что касается правил чтения, то кроме основной
структуры стиха (метра) — я не утверждаю других правил, ибо счи
таю, что речь сама по себе настолько жива и подвижна, что не может подчиниться незыбле
мым законам, хотя и признаю отпра
вные точки, кото
рые могут служить как бы формулой.
В заключение приведу слова Легуве:
Когда читаешь поэта, нужно его читать, как поэта; так как существует
размер, то дайте его чувствовать; так как существуют рифмы, то не скрывайте их; когда читаете стихи, будьте музыкантом. ЭЛЬГА КАМИНСКАЯ
ПРАЗДНИК КАМЕРНОГО
ИСКУССТВА
Т
аким праздником оказался юбилейный концерт Квартета им. московской консерватории по случаю пятилетия его существования. В тече
ние пяти лет квартет осуществлял задачи трудные и благодарные в перспективах советского музы
кального строительства. Трудные потому, что пропаганда камерной музыки требует особого умелого подхода к аудитории, и благодарные—в виду роста за последнее десятилетие интереса к камерной музыке широких слушательских масс.
Ценность квартета МГК в том, что он объединяет первокласснейших исполнителей, насквозь проникнутых идеей камерной музыки. Это было в свое время отмечено и германской прессой, когда Квартет с блестящим успехом выступал на франк
фуртской выставке. Далее, чрезвычайно важно, что в составе Квартета имеются музыканты-творцы, и произведения второго скрипача Квартета В. Ширинского в настоящее время получили европейскую известность и признание.
Бетховен, Григ и Ширинский вошли в программу юбилейного концерта, осуществленного с участием пианиста Л. Оборина. Нервно и горячо играли квартетисты в этот вечер, достигнув апогея в передаче седьмого бетховенского квартета. Если
вообще в большую заслугу коллективному юбиляру надо вменить его неутомимую пропаганду новой советской и европейской музыкальной продукции, то данный им в прошлом году бетховенский цикл и нынешний юбилейный шубертовский цикл показывают, что Квартет неустанно стремится к клас
сическим высотам своего искусства. Исполненный по линии показа современной творческой продук
ции квинтет В. Ширинского дал всему вечеру оттенок необычайной жизнерадостности и юно
шеского задора, который чувствуется особенно в последней части квинтета, где введено в качестве
тематического материала «Яблочко». Блестящеиграл свою фортепианную партию пианист Л. Оборин.
Квартет, состоящий в ведении Главискусства — одно из тех наших достижений, которым мы вправе гордиться. ЕВГ. БРАУДО
На эстраде (Э. Каминская)