ЧТО МЫ ЖДЕМ ОТ☛

За воспитание рабочего зрителя.—Против спецовского пренебрежения к его голосу и требованиям. — Пролетарскую драматургию — на подмостки всех театров. — Дорогу в театры столицы искусству на
циональностей.
КРЕПИТЕ СМЫЧКУ РАБОЧИХ И ТЕАТРА Одним из наиболее значительных результатов
этого сезона я считаю колоссальное повыше
ние интереса общественности к театру, что наиболее ярко выразилось в тяге низового мас
сового зрителя, до сих пор мало, или совсем не бывавшего в театре, зрителя, появившегося в
нем организованно и заявившего свои права на театр.
Благодаря этому театры смогли встать на прочную финансовую базу и благодаря непосредст
венному общению со зрителем, которое выразилось в выездах театра в рабочие районы, диспу
тах и обсуждениях каждой постановки, — театр уже может и в смысле художественно-идеологи
ческой линии опираться на точно выраженное пожелание зрителя. Но зритель, пришедший в последние годы в театр, совершенно не подготовлен, его вкусы еще примитивны и его воздей
ствие на театр подчас может оказаться несколько реакционным, конечно, только в смысле формальном. Это несомненно уже сказалось на ряде постановок этого сезона, оценка которых высоко
квалифицированными специалистами чрезвычайно разнилась с оценкой массового зрителя.
Я считаю, что основной задачей, стоящей перед театром в будущем сезоне, является воспитание и поднятие культурного уровня массового зри
теля, который приходит в театр и активно желает
участвовать в строительстве советского театра в противовес прежнему пассивному зрителю. И надо полагать, что он радостно пойдет на еще более тесное общение с театрами.
Почин конференции рабочего зрителя, участие низовых работников в работе художественных советов — первые шаги в этом направлении. Эту впервые появившуюся связь зрителя с театрами надо стараться всемерно развивать, а не относиться к мнению зрителя спецовски пренебрежительно,
не относиться пренебрежительно к может быть очень неверным оценкам и нескладно выражен
ным поправкам. Надо стараться их выправлять,
потому что общественный контроль принесет безусловную пользу. Это взаимное оплодотворе
ние, когда работники театра понесут на фабрики и заводы свою культуру, взамен чего будут по
лучать от рабочего зрителя здоровую пролетарскую критику и поддержку,—явится залогом даль
нейших успехов революционных советских театров. Режиссер Театра революции ТЕРЕШКОВИЧ
ПО ВСЕМ ФРОНТАМ
В части театров Москвы.
— Прежде всего, распространения гегемонии пролетарской драматургии на все, в том числе и бывшие академические театры. Я считаю, — и мне кажется, что истекший театральный сезон это блестяще доказал, — что наш кризис репер
туара это — кризис драматургов-попутчиков, ибо драматургия пролетарская развивается под знаком такого великолепного роста, что такие опре
деления, как «кризис» здесь неприменимы. Стало быть, — самую широкую дорогу пролетарской драматургии.
В части театров провинции.
— Такого же темпа роста формально-художественного качества театральной продукции, как и в истекшем сезоне, но дальнейшего и более бы
строго движения по линии повышения качества репертуара. Меньше премьер и больше работы над каждой пьесой. Еще большее проникновения в провинцию молодой режиссуры, окончательное закрепление уже завоеванных достижений по линии охвата организованной массы.
По линии клубной художественной работы.
Добиться перелома в репертуаре — в сторону высоко-художественной продукции не только профтеатральных, но и специфически клубных форм. Крепить дружбу с профессиональным художест
венным мастерством, но не попадать в плен к нему и, главное, не забывать малой формы.
По линии деревни.
Не останавливать темпа развития массовой художественной работы. Удвоить количество ху
дожественных кружков — с 30.000 до 60.000 — ибо как ни грандиозна наша самодеятельная сеть, пространство и население наше—необъятны.
Дальнейших успехов в борьбе за руководство! Дальнейшая борьба за качество!
По линии общих вопросов художественной политики.
Основное — государству и общественности реализовать обещания о преимущественном внимании
массовому сектору искусства над профессиональным. Это должно выразиться не столько в плато
ническом «внимании», сколько в денежных цифрах и реальном руководстве.
Внутри массового сектора — решительно ликвидировать беспризорность деревни.
Внутри профессионального сектора — усилить помощь революционно-пролетарскому крылу.
Усилить руководство по линии искусств отстающих, в первую очередь— музыки. Заставить наши музыкальные учреждения понять, что такое со
ветская музыка в отличие от западной и под-западной. Усилить пролетарские элементы музыкального фронта.
И последнее — значительно увеличить бюджет искусства, довести его хоть до сколько-нибудь удовлетворительного минимума.
Консультант Главискусства С. КОРЕВ