Деловая работа съезда началась 8 мая докладом тов. Славинского о работе ЦК. В своем докладе тов. Славинский ука
зал на активность мелкобуржуазных сил, пытающихся. оказывать давление на советскую теа-общественкость.
Не затушевывая недостатков в работе ЦК, тов. Славинский указывает на невнимательное и формальное отношение низовых профорганизаций к бытовым нуж
дам рабисников, на бюрократизм, зажим самокритики ит. д.и считает необходимым усиление борьбы против превращения самокритики в орудие сведения личных сче
тов, против старого гнилого быта, против мелкобуржуазных влияний и т. п.
Доклад тов. Славинского вызвал бурные прения, для участия в которых записалось 158 делегатов. В прениях были за
тронуты всевозможнейшие вопросы, както: о финансовых безобразиях ЦК, домах отдыха, работе производственных совещаний, об актерах-сезонниках, о необходимости созыва актерского съезда, Боепитании детей актеров, пособиях безработным, о «заслуженных», «юбилеях», борьбе с любительщиной, показе Москве театров национальных республик и многое другое.
Делегатка Белоруссии т. Ципкина говорит о необходимости показа театров нацменьшинств в Москве и подчеркивает, что* инициатива в этом деле принадлежит журналу «Современный Театр».

7-й СЪЕЗД РАБОТНИКОВ ИСКУССТВ

Говоря о работе Софила, тов. Свидерский указывал, что при создании Софила было поставлено целью сделать симфони
ческую музыку доступной рабочим массам, и государство должно было пойти на убыток. За год Софилом устроено 733 концерта, из них 405 концертов были бесплатными или полуплатными. По этим 405 концертам Софил получил убытку 56 тысяч. Кроме того, проводя линию выдвижения молодняка, Софил устроил 71 концерт, которые дали убытку
17.000 рублей и 257 симфонических концертов при наличии 40% рабочей полосы дали убыток в 10.400 рублей, но все-таки количественная цифра говорит о колоссальном сдвиге, который проделан в смыс
ле продвижения хорошей симфонической музыки к рабочему зрителю.
Еще одно серьезное мероприятие, которое сейчас проводится Главискусством по линии музыки, говорит тов. Свиерский, это участие в культурном походе, который стоит в порядке дня. Главискусство признало необходимым принять участие в этом культурном походе по музыкальной линии путем организации музы
кальной недели во всех крупных городах и в первую очередь в промышленных центрах.
— Наконец репертуарный кризис заключается в том, говорит тов. Свидерский, что с одной стороны рабочая масса, выросшая в своих потребностях, предъявляет требования на высокую художественную продукцию, которая бы отвечала классовой сущности пролетарской революции и классовым интересам рабочих и крестьян, а у нас еще недостаточное количество революционных пролетарских элементов, участвующих в художественном творчестве. Этот недостаток наших
собственных творческих пролетарских сил создает кризисное положение. Наконец, мы имеем наличие на социалисти
ческом фронте достаточного количества враждебных советской общественности элементов, враждебных пролетарскому государству и враждебных тем великим задачам, которые сейчас государством ставятся в порядок дня. Само собой разу
меется, что по отношению к этим послед
ним элементам мы должны вести борьбу теми средствами, которыми наше проле
тарское государство достаточно обладает. В отношении же пролетарского молодняка,
мы должны проводить особенно мудрую политику, которая поможет им дать боль
шую художественную продукцию, чем в настоящий момент, и лучшую, а с другой стороны использовать и те высокохудо
жественные силы в лагере попутчиков, которые нами в достаточной степени не использованы. Минувший год мы не можем признать благополучным с точки зрения разрешения этой задачи.

Я. Боярский Шарж Мордмиловича

РЕПЕРТУАРНЫЙ КРИЗИС
В основе мероприятий, проведенных по изжитию этого кризиса, лежало стрем
ление построить внутреннее отношение к театру на более здоровых началах, путем целого ряда персональных измене
ний и путем создания комиссий, которые должны были проработать ряд общих
вопросов, связанных с бытовой стороной и реорганизацией самого оперного дела.
О РАБОТЕ СОФИЛА
РАБОТА ЦК
7-й Съезд работников искусств открылся 7-го мая вступительным словом председателя ЦК тов. Славинского, который, указав, что этот съезд является для союза юбилейным (1-й организационный съезд Рабис состоялся 7 мая 1919 г.), поделился с делегатами съезда юбилейными воспоминаниями.
ОТКРЫТИЕ СЪЕЗДА
НА ПУТИ РЕФОРМ
Годичный опыт работы Главискусства убеждает тов. Свидерского, что построение Главискусства должно быть изменено
в сторону усиления органической связи с общественными элементами, чтобы была
устранена всякая возможность какогонибудь бюрократического метода регулирования. Но мало еще создать организационную связь с общественностью, но необходимо и создать связь с местами.
ВОПРОСЫ БЕЗРАБОТИЦЫ
Двухдневные прения вызвал доклад замнаркомтруда тов. Толстопятова, указавшего на чрезвычайную засоренность рынка работников искусств и необходи
мость произвести генеральную чистку и переквалификацию рабисников.
Безработица и работа посредрабисовсамые больные места для каждого рабисника, и немудрено, что по этим вопросам выступило огромное количество делегатов.
РЕЧИ тт. ЛУНАЧАРСКОГО и СВИДЕР
СКОГО
13-го мая на съезде с большим докладом от Наркомпроса выступил тов. А. В. Луначарский (речь т. Луначарского будет дана в следующем номере).
С содокладом Главискусств а РСФСР выступил начальник Главискусства тов. Свидерский, который подробно оста
новился на истории возникновения Главискусства и его первых шагах, подчеркнув, что создание Главискусства связывалось прямым образом с теми задачами индустриализации и социалистического
строительства, которые стоят в порядке дня.
В 1926/27 г. дефицитность гостеатров по эксплоатации составляла сумму в
1.700.000 рублей, в 1928/29 г. эксплоатационный дефицит уменьшился до
1.200.000 руб. Это значительное уменьше
ние последовало в результате целого ряда мероприятий. Сейчас у нас остался дефи
цит только по Большому театру, который вероятно еще долго не будет устранен, а также дефицит по ленинградским театрам. Говоря о театрах, мы должны поставить еще целый ряд вопросов, прежде всего о том, как сделать театры доступными массам. Разрешить эту задачу можно раз
ными способами—или путем постройки новых специальных зданий, отвечающих требованиям современной техники,—это будет разрешение вопроса, сопряженное с очень значительными ассигнованиями, или мож
но пойти по пути приспособления существующих театральных помещений к новым требованиям.
Во второй части своего доклада тов. Свидерский касается тех кризисов, которые имели место в истекшем году в жизни искусства на нашей территории—кризис Большого театра, театра им. Мейерхольда, МХТ 2 и Софила.
«Кризис Большого театра — говорит тов. Свидерский—связан с именем Голо
ванова случайно, Голованов тут не при чем, потому что, если бы не было Голо
ванова, а был бы кризис, то Голованова надо было бы выдумать, и его наверное бы выдумали и кризис оформили бы и вы
вели бы в той форме, какую он принял. Сущность кризиса Большого театра в следующем: с одной стороны—бытовые усло
вия, которые не соответствуют тем боль
шим задачам, которые стоят перед театром и с другой стороны—в отсутствии оперы, как таковой. У нас еще нет оперы, и пока что есть лишь попытки создания советской оперы, попытки весьма неудовлетворительные и ни в коей мере не разрешающие основ оперного кризиса».
ПОЛОСА «КРИЗИСОВ
НОВЫЕ КАДРЫ ИЗ РАБОЧЕЙ МАССЫ
Тов. Свидерский считает необходимым особо остановиться на той сумме мероприятий, которая охватывает деятельность Главискусства, касающуюся проведения художественных мероприятий среди ши
роких масс рабочих и крестьян. В РСФСР на 1-е мая насчитывалось более 30.000 всевозможных кружков в городах и до 30 ты
сяч кружков на той же территории РСФСР по деревням. Этот размах говорит о том,
что те задачи, которые имеются в области проведения массовых художественных предприятий в городе и деревне, являются задачами, требующими большого внимания.
Останавливаясь на вопросе о ТРАМ’ах тов. Свидерский указывает, что Главискус
ство рассматривает ТРАМ’ы, как один из способов изыскания новых кадров, вы
шедших непосредственно из рабочих масс. На ТРАМ’ы тратятся очень небольшие деньги и в будущем предположено увеличить ассигновки для ТРАМов. Тов. Сви
дерский не сомневается, что те суммы, которые будут истрачены на ТРАМ’ы, окупятся, конечно, не в смысле денежном, а в смысле идеологическом.
Подходя к вопросу о работе среди нацменьшинств, тов. Свидерский указывает, что этот вопрос еще не получил своего практического разрешения, по той простой причине, что работа среди нацменьшинств связана с работой на местах, а связь Главискусства с местами недостаточна.