ПЕРВЫЕ РОСТКИ ПРОЛЕТАРСКОЙ МУЗЫКИ

Концерт из произведений молодых композиторов: Белого, Коваля, Шехтера, Давиденко и старого мастера, ныне покойного, Касталь
ского— весьма незаурядное явление текущего концертного сезона. Этот концерт с большим пра
вом может быть охрактеризован, как крупное музыкальное событие, ибо в первый раз, пожалуй,
за все годы революции мы имели широкий показ перед рабочей аудиторией произведений компо
зиторской молодежи—этого, несомненно, самого значительного и самого революционного направления нашей современной музыки.
Что характеризует данное направление современного музыкального творчества? Прежде всего глубокая искренность революционного мирочувствия и неподдельность, подлинность музыкальна эмоции. За последние годы мы имели свыше тысячи музыкальных произведений на революционные, вернее, агитационные темы.
Этот широкий поток, так называемой, массовой музыки, за весьма и весьма редким исключением, носил на себе роковой и неизбежный отпечаток искусственности, надуманности, неорганичности.
Правда, что у нас до сих пор нечего было ей противопоставить в плане современной музыки, и отсюда такое исключительное преобладание старых произведений, по преимуществу музыкаль
ной классики, в обиходе массовой рабочей музы
кальной самодеятельности. Правда, что этот «уклон» обозначает, с одной стороны, весьма повысившиеся требования качества, а с другой— полнейшее неудовлетворение возникающей мас
совой музыкальной литературой. Но этот, хотя и временный, курс на музыкальную классику чрезвычайно показателен, ибо он реально убеждает нас в том, что в какие бы технические и формальные усложнения ни было облечено музы
кальное произведение, как бы эффектно с внешней стороны оно ни выглядело, оно не найдет от
клика у рабочего слушателя, если оно не будет насыщено эмоциональной убедительностью и большим художественным содержанием, что, следова
тельно, революционная и пролетарская музыка должна в первую очередь расцениваться не по признакам каких-то особых, иных, новых зву
чаний, новых формальных исканий, современной техники, — все это второстепенно и обусловлено, а по линии эмоциальной подлинности, внутренней цельности, значительности содержания музыки, ее близость настроениям и чувствованиям проле
тариата. Что ж поделать, если с этой стороны некоторые произведения Бетховена и Шуберта оказались нужнее и ближе, чем вся, так называемая, «массово-агитационная» продукция?
В свете этого глубоко поучительного опыта мы с особой радостью и особой надеждой приветствуем молодых композиторов, входящих в Ас
социацию пролетарских музыкантов, ибо нам кажется, что они стоят на правильном пути.
Отчетный концерт показал нам большую внутреннюю сосредоточенность, значительность содержания, органичность художественного творчества, все это при наличии импонирующего мастерства, не всегда законченного, но всегда искреннего и серьезного. Ни следа диллентантизма.
То, что мы слышали, — есть ли это настоящая пролетарская музыка? Не знаем. Еще не настало время дать точный ответ на этот вопрос. Но пере
численные качества этой музыки, особенно на фоне густой псевдо-революционности большинства агитмузыки, в соединении с соответствующей темати
кой, — это безусловные предпосылки грядущей пролетарской музыки. Мы уже имеем дело с первыми ее ростками, еще может быть не определя
ющими будущего лица ее, но уже представляющими собой большое и радостное начало.
Наиболее значительно творчество В. Белого. Ему свойственна некоторая скупость изложения,
известная суровость форм и очень большая углубленность музыкальной мысли. Его «26» (текст Асеева), несмотря на явно лирические приемы письма, приобретают оттенок монументальности, это величивая и гневная песнь о погибших бакинских комиссарах. Своей искренностью и эмоцио
нальной силой она захватывает слушателя. Успех ее неизменен. Отрывки из цикла «Война» (слова Толлера и Гарнье) дополняют творческий облик Белого волевыми и динамическими чертами. Та
кая же углубленность и искренность, несколько разнообразнее гармонические краски, но менее волнующая мелодика.
Иного характера творчество М. Коваля. Это по преимуществу лирический композитор, с боль
шой, почти не оставляющей его склонностью к юмору. Ему близки настроения деревни, в ко
торой он, однако, всегда различает уходящие,
умирающие черты. К крестьянской песне, которая занимает некоторое место в его творчестве, он
подходит, так сказать, критически, почти никогда не следуя точно ее застывшим, статичным оборотам. Из отдельных произведений отметим «Пастухи», «Пастушенок Петя». Коваль хорош в области стилизации («Извозчичек», «Беспризорник»).
В творчестве А. Давиденко наиболее характерны — широта, песенность и в лучшем смысле слова — массовость. Давиденко лучше всего чув
ствует себя в области хорового пения. Здесь ему удалось создать очень значительные произведения, многие из которых хорошо известны рабочему слушателю по работе самодеятель
ных кружков («Конная Буденного», «На 10 верст от столицы»). Некоторая грубоватость настроений Давиденко не мешает популярности его произведений, так как она нигде не переходит ни в ме
лодраматичность, ни в псевдо-революционность и остается в границах подлинного искусства. Не
сколько особняком от его хоровых произведений стоит эстрадная песенка о безногом солдате, на
писанная просто, певуче, доходчиво, но все же ниже его других вещей.
Менее других представлен композитор Б. Шехтер, но то, что мы слышали («За Днестром», «Кур
ган»), говорит о безусловной талантливости и этого молодого автора.
Исполнение почти всех произведений на этом концерте было значительно ниже их. Особенно плохим, удручающим было исполнение хоровых произведений Гос. хоровой капеллы. Положительно приходишь к убеждению, что этот «показательный» коллектив способен опошлить и за
разить густым ядом церковщины все, к чему он прикасается.
Произведения очень тепло принимались рабочей публикой (билеты были распределены по рабочим организациям), и, несмотря на явную
«установку» исполнителей не бисировать, пять вещей пришлось повторить.
В заключение хотелось бы высказать пожелание, чтобы в дальнейшем концерты такой большой значительности проходили бы в более хорошей внешней обстановке. Печать спешки, кустарщины лежала на этом концерте. С. К.
(КОНЦЕРТ 6/V—29 г. В ДОМЕ СОЮЗОВ)