ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ в москве

Удельный вес художественного образования в Москве и губернии за последний 1926/27 учебный год по сравнению с 1924, 1925 и 1926 г.г. имеет значительный сдвиг вперед, что подтверждено
последним пленумом секции Моссовета, съездом и правлением Мосгубрабиса.
Муз-учебные заведения получили более определенную установку, разделяясь более четко на профессиональные и общеобразовательные; к пер
вым относятся техникумы, ко вторым — школы и курсы для взрослых. Последние вызваны к жизни огромным наплывом широких масс, желающих получить общее художественное образование.
В сети Москпрофобра имеются следующие разделы худож. образования: низшие, средние и выс
шие музыкальные, театральные, изобразительные, прикладного искусства, литературные, искусства движения и кино. Наблюдается колоссальная тяга к худож. образованию со стороны молодняка.
Крестьянская молодежь, включая и отдаленные окраины республики, стремится попасть в учеб
ные заведения ИЗО, или на курсы гармошки; на последние молодняк особенно охотно идет в связи с результатами всесоюзного конкурса.
Наплыв в Москву настолько велик, что МОНО не в состоянии удовлетворить всех желающих.
Состав учащихся в последний год значительно пролетаризирован. В 1924—25 учебном году име
лось 16% рабочих и крестьян, в 1925—26 г.— 22%, в 1927—28 г. — 25%. Всего учащихся в настоящем году 7.758 чел.
До 1923 года, когда все учебные заведения находились на госбюджете, состав учащихся был исключительно пролетарским. С переходом на самоокупаемость, процент рабочих и крестьян понизился, но позже снова возрастает, при чем повы
шается ценность и удельный вес худ. учебных заведений путем отмирания менее квалифицированных и стабилизации более ценных.
Несмотря на большое количество худож. учебных заведений Москвы и губернии, процент окон
чивших был крайне незначителен. Так, в 1925—26
учебн. году, выпуск по техникумам был несколько более 3% из общего числа учащихся 2.540 чело
век; в театральном техникуме выпущено 9%, в школах и курсах — 19%.
В 1926—27 году количество окончивших музтехникумы повысилось до 5%, в театральном техни
куме выразилось в 8,4%. Следовательно, выпуск по сравнению с предшествовавшим учебным годом понизился на 3%. Это зависит, во-первых, от ма
териальной необеспеченности учебн. заведений, находящихся на полной самоокупаемости, во-вторых, от утечки учащихся, происходящей вследствие их материальной необеспеченности, и отсутствия хотя бы одного общежития. Последнее обстоятельство отражается и на пролетаризации учебных заведений.
Особо стоит вопрос о театральном образовании. Большая тяга молодежи в этом направлении, а также большой спрос на художественных руководителей клубных кружков, — вызывают не
обходимость организации клубно-инструкторского учебного заведения, но отсутствие средств тормозит это дело.
Так как, территориально, учебные заведения не одинаково распределены по районам, — так, например, в Хамовническом их 17, в Красно-Преснен
ском — 21, в то же. время Баумановский, Рогожско-Симоновский районы обслужены недостаточ
но, — сейчас произведена переброска некоторых учебных заведений, а также их укрупнение (слияние) в целях улучшения качества работы.
Весною настоящего учебного года были проведены крупные показы достижений учебных заведений в ГАБТ’е, Доме Союзов и крупных рабочих клубах. В целях закрепления непосредственной связи с местами, учебные заведения прикре

СМОТР СМЕНЫ

(На конкурсе в театре им. МГСПС)
Советскому театру нужно обеспечить себя здоровой актерской сменой. Смена, в свою очередь, жаждет подлинного театра, жаждет, хотя бы немного, настоящей сцены — не халтуры и не люби
тельщины; прекрасным доказательством этому служит цифра «соискателей» на предварительных приемных испытаниях в вспомогательный кадр театра им. МПСПС — двести человек...
Из этих двухсот к конкурсу было допущено тридцать три. Задачей его было: отобрать тринадцать человек такой молодежи, сырой и талантли
вой одновременно, которая могла бы легко и быстро стать подлинной сменой основного актерского кадра театра, из которой театр легко и быстро мог бы создать нужных ему, крепких и гибких революционных актеров.
Эта молодежь неизбежно должна будет впитать в себя и действенное политическое мировосприятие именно этого театра, с которым она от
ныне будет надолго связана. Она должна в театре новой, послеоктябрьской формации, каким является театр им. МГСПС, — занять то же место и играть ту же роль, какую играет, например, в МХАТ’е I его, несколько по-иному воспитанный, но по своему крепкий молодняк.
19 сентября, вечером, на сцене театра им. MГСПС происходил не совсем обычный спектакль— много более интересный, поучительный и содер
жательный, чем так недавно покинувшая эту сцену «Золотая девятка»...
Пустынный, полутемный зал, с разбросанными в нем отдельными кучками любопытных, — работ
ников театра, — освещен одной только лампой — на столе конкурсной комиссии. Зато, ярко освещена сцена. Выразительные лица, взволнованные голоса «конкурентов» сменяются, как в калейдоскопе. Пушкинского лже-Дмитрия сменяет беспризорный из задыхинского «Хулигана», брадобрея из пьесы Луначарского — прекраснодушный
Чацкий... За легкомысленным скэтчем следует тяжеловесный «Анжело» Гюго, за «Смертью Пазухина» — «Наследство Рабурдэна»...
«Конкуренты», в подавляющем большинстве— молодежь. Далеко не все — молодежь актерская. Есть и рабочие, и служащие. Они, быть может, кое в чем и беспомощны, наивны в жестах, дви
жениях, интонациях, — но несколько пар опытных глаз за «судейским столом» всегда сумеют за этой беспомощностью разглядеть, если он есть, конечно, подлинный сценический темперамент, заглох