пляются к РОНО и УОНО с оставлением идеологического, учебно-методического и организационного руководства за МОНО.
По линии ИЗО была организована выставка в программно-выдержанном стиле, где особенно хорошо выявил себя гостехникум.
Вся методическая работа организована, как на местах, с привлечением всех педагогов и учащихся, так и в центре, Москпрофобре, где к методи
ческим paботам привлечены лучшие специалисты, а также ГИМН, ГАХН и др. Проработаны проек
ты программ по ИЗО, МУЗО, сольному пению (с методическим письмом) и духовым инструментам;
фортепианные программы прорабатываются. Для музшкол первой ступени программы уже изданы, а также изданы учебные планы для ИЗО и МУЗО. Выработаны программы для высших литкурсов и ритма. Слабее дело обстоит с ТЕО, где программы еще не проработаны.
Из ТЕО в более благополучном состоянии находятся курсы им. Ермоловой и частные курсы, учрежденные Завадским.
Из учащихся музыкально-инструкторского техникума им. Римского-Корсакова организован ду
ховой оркестр, который летом играл на бульварах и садах Москвы; учащиеся смычковых инструментов работают в оркестрах эстрады и стаци
онарных театрах; инструктора же распределены по клубам я трудшколам.
Большое количество окончивших музтехникумы поступило в Мосгосконсерваторию, пройдя через жестокий конкурс.
В целях повышения процента выпускаемых, Москпрофобром проведен строжайший профотбор как вновь поступающих, так и состоящих в учебных заведениях, с выделением на курсы для взрослых — лиц мало пригодных для профработы.
Для проведения психо-технического отбора в будущем учебн. году предполагается, совместно с Мосздравотделом, выработать специальные тесты по всем видам муз. образования.
Обращено особое внимание на выпуск оканчивающих по фортепиано, где наблюдается перепро
изводство, несмотря на то, что музтехникумы дают только 50%, а не 65%, как это указано Главпрофобром.
Особенно следует отметить, что в прошлом учебном году значительно повысился обществен
но-политический уровень учащихся, вследствие назначения во все учебные заведения высоко
квалифицированных политработников-обществоведов. По этой линии программы проработаны и утверждены НКП.
По линии самоуправления учащихся организованы учкомы, профкомы и комсомольские активы, которые принимают непосредственное участие во всей жизни школы, в том числе и в академической работе.
Делу поднятия художественного образования на должную высоту немало способствовали секция Моссовета и Мосгубрабис.
Административный персонал крупных учебных заведений усилен партийными работниками.
Организована центральная концертная комиссия по выработке единого репертуара для проведения календарных празднеств в учебных заведениях и рабочих районах.
К проведению октябрьских торжеств особой комиссией прорабатывается программа для крупных коллективов, хоров, оркестров и художественного движения.
Принимаются меры к улучшению материального базиса учебных заведений. Сейчас зачисляются на местный бюджет 3 техникума: ИЗО, и 2 музы
кальных инструкторских и на дополнительную дотацию — остальные техникумы.
Принимаются меры к организации общежития для учащихся всех худож. учебных заведений, что даст возможность обеспечить последние большим количеством пролетарского состава. Будут также отпущены стипендии для одаренной неимущей молодежи.
С. АБАКУМОВ
шее в суматошном быту чувство ритма, природную «выше среднюю» выразительность.
Гораздо сложнее (и многочисленней) другая группа: это — вкусившие уже от света рампы и суеты кулис. Они держатся уверенно, но... чаще всего оказываются безнадежными. Ибо театру ну
жен, прежде всего, материал, а они успели уже затвердеть в рамках внушенного неизвестным
«благодетелем» штампа, уже никогда не сумеют по-человечески просто и выразительно почувствовать и уложить в свежий и острый образ пору
ченную им роль: вращающиеся белки, рычание вместо естественного голоса, «мощное» потрясание «дланями» вместо четкого, осмысленного жеста — таков навсегда заученный ими ложный арсенал приемов сходящего на нет «актерства» в худшем смысле слова.
Есть и третьи. Их меньше всего, а они — самые нужные и желанные. Это — театральная молодежь нового воспитания, плоды рассыпанной в сотнях студий за годы после Октября подлинной сцениче
ской культуры. У этих нет ничего заученного, но и ничего случайного. Они понимают, что они де
лают на сцене и почему они это делают. Они ярки и своеобразны, потому что действительно умеют «работать». Характерно, что и подбор показываемых отрывков у этой молодежи — много культурное, ближе к новому театру и новому репертуару.
Смена растет и смена будет, это бесспорно. Нужно только во-время заботиться об этом, а путь конкурсов — особенно, когда, как это сделано в театре им. МГСПС, молодежи оказывается предпочтение уже по одному тому, что это молодежьпуть верный. Иллюстрацией к нему, по контрасту,
может служить следующий, вскрывшийся на этом конкурсе характерный случай.
Одним из первый «сдавал» молодой актер Г.— показывал сцену Протасова с следователем из «Живого трупа» Толстого. Ясно было — по испол
нению, по тону, по силе того образа, который актер сумел создать, что перед комиссией полно
ценный, культурный актер, уже сейчас готовый к ответственной работе на сцене, и с немалыми
данными для дальнейшего роста. Наведенная тут же частным образом оправка обнаружила, что Г.— профессиональный актер, и сейчас служит в Москве, в ак-Малом...
Быть может, ответ на вопрос, что заставило его добиваться замены службы в почтеннейшем Малом театре — скромной работой в вспомогатель
ном кадре молодого театра им. МГСПС — послужит
заодно и разъяснением для тех, кто до сих пор не понимает, чем и как вызвано общепризнанное «печальное положение вещей» в вопросе о театральной смене...
ЛЕВ ШАТОВ