СЕЗОН OKОН Ч ЕН Все события и явления жизни нашего столичного

театра теперь уже позади. Промелькнули сотни
рецензий, фельетонов и обзоров, отшумели диспуты и споры. Театры столицы закрыты и труппы разъехались на гастроли по всему Союзу.
Теперь—в обстановке утихнувших страстей, в атмосфере летнего театрального затишья можно спокойно поделиться несколькими замечаниями по поводу ушедшего сезона.
Этот сезон начался в обстановке отнюдь неблагоприятствовавшей пышному расцвету советского революционного театра.
Тяжелое, почти болезненное состояние трех крупных театров, защита отдельными нашими
товарищами «Бега», несмотря на сильное движение протеста со стороны пролетарской общественности,
такие репертуарные «подарочки» в начале сезона как «Багровый остров», который даже немецкой буржуазной прессой был назван «антибольшевистским» спектаклем, появление слабой сантименталь
ной сменовеховской мелодрамы «Инженер Мерци другие менее заметные, в лучшем случае печаль
ные, в худшем контр-революционные, явления на советском театре.
Количественно сезон был довольно плодородный, мы имели больше 30 премьер в наших более или менее видных театрах.
Запоминающимися прежде всего в смысле драматургическом можно назвать только две пьесы:
«Заговор чувств» и «Город ветров». Правда, тут на лицо увлечение «революционным символизмом», новым течением, которое встречает сильное противодействие сторонников реалистического стиля, кстати сказать, единодушно отстаиваемого широкими слоями рабочего зрителя.
О гегемонии реализма здесь спорить не стоит, ибо новый хозяин театра — пролетариат очень четко предъявляет к своему театру требование
быть именно реалистическим и по существу и по форме.
Тем не менее самая элементарная объективность заставляет констатировать, что, несмотря на идео
логические зигзаги первой из названных пьес (трактовка Андрея) и эклектизм в стиле второй пьесы, —оба эти произведения должны быть при
знаны проблемными и безусловно интересными.
К числу наиболее благополучных, но отнюдь не этапных спектаклей можно отнести «Голос недр», «Гоп-ля,мы живем» и в смысле работы театра над материалом «Огненный мост». Последний те
матически очень не нов, но в результате усилий Малого театра в целом вышел запоминающимся, идеологически ценным спектаклем.
Вместе с тем в сезоне было и несколько серьезных провалов или просто неудачных, драматически и сценически недоработанных постановок.
К провалам без всяких оговорок нужно отнести «Жену» и «Бруски» (несмотря на заслуживающий всяческой похвалы почин театра Пролеткульта поставить пьесу о деревне).
К недоработанным, а следовательно не совсем удовлетворительным спектаклям нужно отнести две последних постановки театра Революции.
Это, не считая «Инженера Мерца», который уже по чисто идеологическим соображениям является почти неприемлемым «нео-буржуазным» спектак
лем. Кстати сказать, его «шумный» кассовый успех заставляет во весь рост, а главное практически поставить в начале будущего сезона проблему воспитания рабочего зрителя.
В этом сезоне на 12-ом году революции наша советская общественность присутствовала при замечательном парадоксе — пять крупных театров Москвы «спокойно обошлись» без революцион
ной тематики, без единой, хотя бы на все эти пять театров революционной пьесы. Это студия Малого театра, МХТ 2-й, Камерный, Госет и театр им. Немировича-Данченко. Первый занимался эстет
ским озорничанием и возился со всякими «шуле
рами» и «дикарями», второй целиком «сбежалв средневековье, остальные вообще ничего нужного не дали.
Вместе с тем нельзя умолчать о кое-каких положительных процессах, намечающихся внутри МХТ 2-го. Поставленные им три пьесы каждый раз давали зрителю большую зарядку бодрости, оптимизма, жизнеутверждающее начало. А ведь для МХТ 2-го с его густым мистицизмом, древ
ними пифиями и санкт-петербургскими туманами это большой шаг вперед. Это пока что только формальное оздоровление, начало нащупывания материалистического мироощущения театром дей
ствительности, а уже с будущего сезона мы будем присутствовать и при серьезном репертуарном оздоровлении в результате включения в производственный план театра революционных пьес наших драматургов-коммунистов.
Истекший сезон дал возможность убедиться в том, что подавляющее большинство театров не стоит на месте в смысле своих формальных исканий и достижений.
Примером театрального мастерства вышел спектакль «Заговор чувств»; заслуживают серьезного
внимания и постановки молодого режиссера Федорова «Гоп-ля» и «Норд-Ост» (правда, последняя пьеса крайне слаба драматургически).
Уделяя внимание десятку больших столичных театров, мы упускаем из поля зрения наш молодой профессиональный и самодеятельный секторы теа
тров. А между прочим именно в каком-нибудь Траме, передвижном театре Пролеткульта, Деревенской театре и просто в клубном драмкружке