можно видеть пьесы, откликающиеся на актуальнейшие проблемы нашего бытия и строительства.
Темы социалистического соревнования, колхозного строительства, сектантства, пьянства, анти
семитизма находят свое сценическое воплощение именно в этих театрах.
Это должно привести к определенным выводам о необходимости большего внимания, реальной поддержки и проведения государственных и обще
ственных мероприятий, всячески поощряющих развитие и рост наших молодых профессиональных и самодеятельных организмов.
Истекший сезон проходил в общем под знаком заметного роста советской продукции наших теа
тров. Это можно проследить по большинству постановок.
Мы присутствовали при процессах переключения целого ряда театров на настоящие советские
рельсы.
Одновременно происходит заметный подъем нашей революционной и «попутнической» драма
тургии как по линии форсированного искания новых тем, так и в количественном выражении продукции советских драматургов.
Но нельзя умолчать об одном предостерегающем явлении, а именно о том, что некоторые драматурги, пьесы которых уже не первый год видят подмостки
московских театров, дали в этом сезоне целый ряд пьес качественно более слабых, чем то, что ими было написано раньше. Исключение здесь составляет только «Город ветров».
Это должно послужить серьезным сигналом прежде всего самим драматругам, а во-вторых театрам, которые, идя по линии «заказа», часто
ставят драматургов в крайне неблагоприятные условия творчества.
Все отмеченные здесь явления в нашем советском театре дают основания считать сезон просто средним.
В заключение следует выразить настоящую радость по поводу колоссального роста зрительской активности.
В истекшем сезоне советский зритель, в самом широком смысле этого слова, всячески заявлял о себе, о своих вкусах, интересах и требованиях к театру. Письменно и устно, коллективно и в одиночку, наш зритель учил и диктовал своему советскому театру.
Это служит залогом дальнейших художественно-идеологических побед советского театра, побед, которые вместе с театром будет праздновать вся пролетарская общественность, по-настоящему любящая и высоко ценящая свой театр.

TP АМ—комсомольский АГИТПРОП

Первого июля Центральный комитет комсомола, совместно с Главискусством РСФСР и УССР, созывает первую Всесоюзную конференцию
театров рабочей молодежи. Конференция должна будет подвести итоги второго этапа ТРАМ’овского движения, который характеризовался массовым и стихийным ростом театров рабочей молодежи. До сих пор часто ТРАМ’ы на местах организовы
вались без достаточно четкого понимания, что та
кое представляет собой ТРАМ, каковы его задачи, каково его место в системе комсомольской работы. Часто ТРАМ’ы возникали без наличия необходимых сил, средств, помещения, причем сразу же организаторы хотели сделать из ТРАМ’а полупрофессиональный, полусамодеятель
«Зорька» Ленинградский ТРАМ
ный театр. Сущность же ТРАМ’а заключается вовсе не в том, чтобы выдвигать на первый план
задачу стать театром, вовсе не в том, чтобы из всех трамовцев сделать актеров.
Для ТРАМ’а спектакль является вовсе не самоцелью, не самоусладой больших и маленьких драмкружковых премьеров. Сущность ТРАМ’а заклю
чается в другом: он является органической частью комсомольской «работы по-новому».
ТРАМ—это, прежде всего, целеустремленный коллектив энтузиастов, добровольная инициатив
ная группа рабочего актива, которая хочет средствами театра пропагандировать и агитировать, которая хочет, посредством театральной выразительности, влиять и перевоспитывать массы молодежи и на этой общественно-политической твор
ческой художественной работе перевоспитываться самим. ТРАМ можно создать только при наличии такого инициативного творчески активного целеустремленного коллектива новых людей — вернее, людей, которые хотят стать новыми. Вот почему проблема воспитания, организации, сплочения
трамовского коллектива является первой из всех остальных проблем трамовской работы. Только тогда, когда мы будем иметь такой целеустремленный, спаянный, дисциплинированный, творчески активный коллектив, только тогда мы сможем дей
ствительно начать строить ТРАМ. Если не каждый трамовец должен быть артистом, то каждый трамовец должен быть в той или иной мере художником. Он должен не только критически уметь разбираться в старом культурном наследстве, он должен развивать в себе максимально художественную спо
собность — чувствовать, наблюдать окружающую жизнь, уметь подметить новое в этой жизни и выразительно вскрыть это новое.
Для трамовца всякая театрализация (будь это малая или большая форма — пьеса) есть лишь могучее средство выявления нашего пролетар