Мой воображаемый спутник—скептик, насмешник и лентяй. Неприятно сознаваться в таком знакомстве, но в различных экскур
сиях с ним полезно провести вместе часик-другой. Приятно наблюдать, как этот пожилой человек старой культуры, много видевший на своем веку, незаметно для самого себя, упираясь и отталки
ваясь, начинает «перевариваться» в котле нового быта.
Мы пришли в Парк культуры и отдыха часам к двенадцати дня. Многое еще не готово, ряд «аттракционов» еще бездействует, а грандиозный «Цирк-Шапито» откроется лишь через несколько дней.
— И в парке премьера еще не вполне готова! — заметил, ехидно улыбаясь, мой спутник. —Режиссерам всегда не хватает несколько дней!
И все же мы проникли под полотняный навес передвижного заграничного цирка. И даже мой насмешливый спутник приоткрыл рот от удивления.
Громадное пространство земли было ловко охвачено, словно обручем, наклонными полотнищами, под которыми свободно и легко размести
лись 4.000 сидений для зрителей. Каждый кусочек дерева, малейшая скрепа, незаметный винтик занумерованы и так подобраны одна часть к дру
гой, что в одно прекрасное утро все это может вдруг, как громадная полотняная птица, сняться с площадки Парка культуры и отдыха и также прочно вечером осесть где-нибудь на Октябрьском поле. Впечатление воздушности, легкости, необычной подвижности и осмысленности. Вот это подлинный народный цирк. Не так ли в фургонах и с па
латками переезжали с места на место когда-то бродячие комедианты? И не пора ли нашим цир
кам покинуть свои каменные клетки и вернуться снова к бродячему образу жизни?
Следующее чудо— павильон массовой работы: читальни, консультации, выставки и проч. Здесь центр массовой культурно-просветительной работы.
— Ну, уж сюда вы меня не затащите! — шипит недовольно мой скептической спутник, — здесь Луна-парк, а не клуб, я хочу развлекаться, а не учиться!
И все же мы вошли. На стене огромная карта политических событий, вспыхивают синие, зеленые и красные огоньки, это значит, что кто-то из по
сетителей захотел узнать,где сейчас проводит время Болдуин после своей отставки.
— Э-э, чорт возьми, это занятно. Дайте-ка я нажму кнопку и узнаю, где сейчас находится Аманулла?
И мой спутник нажимает кнопку. Вспыхивает зеленая лампочка и показывает Рим.
Около кабинета психологической консультации очередь. Здесь определяют память, спо
собности к различным профес
сиям, одаренность и проч. Мой спутник смеется: пройдем мимо,
а вдруг мы окажемся бездарными!
На веранде расставлены дачные лежанки, качалки и удобные плетеные кресла. Посетители лежат с журна
лами в руках, на ушах радио-приемники. Не успел
я оглянуться, как мой недоверчивый спутник уже уютно примостился на удобной лежанке и рассматривал номер одного из иностранных журна
лов. Тишина. Солнце. С веранд виден кусок парка, на ясное голубое небо набегают синие тучи...
Позже мы попадаем в павильон с аттракционами. Карусель-тоннель мчит нас из мрачного
подземелья на воздух. Мы пробуем затем игру на водяном биллиарде и находим, что вода пло
хой друг для настоящего биллиардиста. В комнате смеха у моего спутника неожиданно вырастает такой длинный и фантастический нос, что действи
тельно невозможно удержаться от гомерического хохота. В таинственной комнате стены, потолок,
письменный стол с телефоном вдруг начинают бешено вращаться вокруг нас и делается тошновато.
В детском городке нас поразила следующая сцена. В комнате, где оставленные матерями на хранение детишки дошкольного возраста резвятся среди моря игрушек, стояла маленькая девочка и навзрыд истошным голосом вопила:
— Мамочка, зачем ты меня бросила, мамочка!..
Мой спутник вообразил себя педагогом и стал утешать несмышленую карапузиху:
—Послушай, глупышка, разве ты дома имеешь такую чудесную большую зеленую заморскую куклу? А этот автомобиль — разве ты о нем не мечтала? Садись и катайся! А эта чудесная длинная дудка, послушай, как она интересно пищит.
И он извлек из дудки несколько душу раздирающих звуков. Девочка молча на него устави
лась, послушала, а затем с еще большей яростью завопила:
— Мамочка, зачем ты меня бросила, мамочка!.. Мы вышли к физкультурным площадкам. Сотни молодых людей здесь вбегали на лестницы, подымались ,на кольцах, прыгали через препят
ствия, играли в волей-болл, в городки, поднимали
огромные мячи и перебрасывали их через сетку.
Я предложил моему спутнику:
— Не желаете ли пробовать? Прыжок через ров, или спуск по наклонной лестнице?
Он подумал, грустно улыбнулся
и ответил:
«Синяя блуза» Татарская пляска «Театр малых форм» в Парке культуры и отдыха
— Увы! Все мои рвы уже позади, я уже дофизкультурился до порока сердца, а на накло
нной лестнице моей жизни уже 50 ступенек. Пусть прыгает молодое поко
ление, а мы уже допрыгались!
Мы крепко пожали друг другу руки и расстались.
М. ЗАГОРСКИЙ