СОРЕВНОВАНИЕ В ДЕЙСТВИИ

Мы вступили в полосу величайшего размаха социалистического строительства. Каждый год нашей пятилетки будет знаменовать собою увеличение производства, материальных ценно
стей, улучшение благосостояния рабочего класса, а стало быть и дальнейшее увеличение культурных его запросов.
Таким образом, широкое развитие одного из видов культуры—искусства—является как предпосылкой к выполнению, так и следствием выполнения пятилетнего плана.
Больше того: наиболее актуальные задачи по борьбе и вытеснению алкоголя и религии, выдвигаемые перед искусством, имеют кроме чи
сто-политического и свое финансовое выражение— пьяный и религиозный бюджеты постепенно перематывать, переключать на бюджет искусства.
Все эти задачи большой значимости, задачи художественного обслуживания рабочего класса, самым настоятельным образом требуют решительного перелома в самой художественной работе.
Социалистическое соревнование — тот наилучший метод, проведение которого приведет работу театров в соответствие с задачами социалистического строительства в стране.
Хотя особые условия зрелищного производства не позволяют полностью применить методы соревнования фабрик и заводов, вынуждают к отысканию особых форм соревнования, которые соответствовали бы художественной и экономической природе зрелищных предприятий, но работники ис
кусств не могут остаться изолированными от той громадной творческой инициативы, от того подлинного пафоса строительства, которым проник
нуто проведение социалистического соревнования во всех областях нашего строительтва.
Театры должны также вступить в социалистическое соревнование, рассматривая его, не как кратковременную кампанию, а как длительный процесс художественного состязания между собой отдельных зрелищных предприятий. Значительный простор открывается для творческого соревнования драматургов и композиторов. Создание новой пьесы, новой оперы, отображающей и организующей невиданную энергию масс в деле социалистической стройки,—вот тема социалистического творческого соревнования для этой группы художественных работников.
Каковы же объекты социалистического соревнования по театральным предприятиям?
Соревнование на идеологический более ценный репертуар, против «Царей всея Руси» и «Ванек Ключников», против идеологического брака худо
жественной продукции, соревнование на реальное выполнение намеченного на таких основаниях репертуарного плана, за недопущение срыва его в угоду ли дурно и неверно понятым интересам
кассы или пристрастию отдельных премьеров и гастролеров к эффектным ролям старого репертуара; соревнование за трудовую дисциплину в театре; соревнование за поголовное вовлечение работни
ков театра, в первую очередь художественной их части, в деятельность производственных совещаний, являющихся лучшим и испытанным инстру
ментом осуществления участия самих работников
в руководстве производством; соревнование на большую длительность сезонов, на постепенное стационирование работы зрелищных предприятий,
что знаменует собою в первую очередь увеличение контингента обслуживаемых рабочих зрителей; соревнование на лучшее обслуживание организо
ванного рабочего зрителя и лучшие, новые формы связи с ним и привлечения его к практической работе театра, на лучшее художественное обслу
живание Красной армии в порядке культшефской работы; на рационализацию постановочных процессов, работы подсобных театральных мастерских; на повышение норм выработок — по опер
ным театрам; соревнование на обеспечение реального выполнения утвержденного профинплана, что имеет решающее значение в первую очередь для дефицитных и дотируемых театров; соревнование на лучший революционный спектакль, на лучшую по своим художественным достоинствам (игра
актеров, режиссерская работа и т. д.) постановку определенной пьесы, что, при наличии в репер
туаре всех провинциальных театров одних и тех же современных пьес, не представит значительных затруднений. Этот перечень далеко не полный, он несомненно увеличится после практического обсуждения задач соревнования.
Широкая творческая инициатива масс, а не циркулярное творчество — таков основной метод соревнования. Социалистическое соревнование мо
жет протекать и внутри театра: — соревнование отдельных работников на трудовую дисциплину; отдельных цехов, мастерских театра по определен
ным театрам. Социалистическое соревнование,
захватив раньше, одинаковые по жанру театры одного и того же города, постепенно должно «договорами масс» охватить таким образом все теапредприятия данной области или района.
Заключение договоров на проведение социалистического соревнования на специально созывае
мых конференциях, представителей вступающих в соревнование предприятий, договоров, содержание которых предварительно детально прораба
тывается на производственных совещаниях, — этот метод должен быть применен и к театральным предприятиям.
От созерцания социалистического соревнования— к социалистическому соревнованию в действии,—таков должен быть лозунг каждого работника искусств.
«Социализм впервые создает возможность применить соревнования действительно широко, действительно в массовом размере, втянуть действительно большинство трудящихся на арену такой работы, где они могут проявить себя, развернуть свои способности и обнаружить таланты. Наша задача теперь, когда социалистическое правительство у власти, организовать соревнования», (Ленин 1918 г.).