«Стандарт, —только в пролетарском социалистическом содержании,—постоянный эксперимент в воплощении и оформлении», так пишет один из активных рабкоров.
Эксперимент — это вечное движение вперед, это гарантия от всякого застоя, загнивания и творческой ограниченности.
Подлинный расцвет искусства может проходить только под лозунгом эксперимента.
Все это, высказанное и комсомольцами, и рабкорами, и профработниками, и актерами, является отрадным фактором, во-первых, большого культурно-вкусового роста нового зрителя, во-вторых, огромных, ярких, сильных потенциальных возможностей, заложенных в природе нашего советского театра.
И с другой стороны, с какими бичующими словами, с исключительной нетерпимостью, с под
линной страстью обрушиваются представители пролетарской общественности и работники искусства на штамп и стандарт на театре.
«В театре шаблон, нивеллировка, повторение и подражание — гибель ».
«Однообразие тем, сюжетов, образов, языка, положений, отсутствие необходимой остроты материала родит драматургический шаблон».
Многие товарищи и в первую очередь сами актеры и драматурги стоят за реалистический стиль.
Опыт театральной работы последних лет, когда на спектакли наших театров широкой волной двинулся рабочий зритель, показал, что самый «доходчивый», понятный и нужный этому зрителю стиль — реалистический.
Отсюда реалистическое, но отнюдь не натуралистическое построение и всего спектакля в целом.
Несколько заключений:
Диспут убеждает в важности и целесообразности подобного рода общественно-профилактической работы вокруг наших театров.
Мнения участников диспута свидетельствуют о том, что все без исключения представители самых разнообразных организаций рассматривают театр как огромное мощное орудие культурной революции.
Пожелания о тематике, эксперименте и стиле открывают перед нашим советским театром большое поле деятельности, полное высоких революционных дерзаний, имеющих одну обязательную цель—- служение театра делу пролетариата!

ТЕАТРУ НУЖНА НОВАЯ ПЬЕСА Нижегородский гортеатр объявляет конкурс

на пьесу.
Театр учел многочисленные заявления со стороны организованного зрителя о неудовлетворительности современного театрального репертуара, замкнувшегося в узкий круг тем, застывшего в готовых и надоевших сюжетных и композиционных шаблонах. Гражданская война с вражду
ющими между собою родственниками, распад буржуазно-интеллигентской семьи, завод или фаб
рика (предусмотрительно отнесенные за кулисы), где «живут и работают» инженеры-вредители и инженеры «благородные спецы», поручики-бело
гвардейцы с душком «достоевщины» — в любых вариациях—потеряли свое общественно-сцениче
ское звучание и категорически бракуются зрите
лем. Это мнение зрительских коллективов, не раз проверенное на собеседованиях после спектаклей, выражено совершенно недвусмысленно: довольно
таких пьес, пора перейти на театре к разработке и раскрытию тематики сегодняшнего дня — животрепещущих вопросов культурно-бытовой пере
стройки, индустриализации, социалистической реконструкции деревни. Особенно горячо выска
зывается зритель за освещение вопросов культуры и быта, семьи и брака, морали и этики.
— Покажите нам, — в упор заявила театру одна работница, — отчего случаются частые разводы? Почему это мужчина так легко и часто бросает женщину, когда у той куча ребят?
Несмелая, быть может, корявая формулировка бьет в точку. Кризис быта налицо. Наряду с кризисом — болезненные явления, отклонения, бы
товые нарывы и опухоли, явления гипертрофии. А театр — в сторонке, весь на поверхности, боится «осложнений», до сих пор его «сфера»— неглубокое историко-революционное и «производственное» обозренчество...
Зритель, по праву контролирующий художественное производство, приглашает театр присоединиться к изучению бытовых проблем. Театр, при
нимая заказ, в свою очередь требует «сырья» — пьесу. «Отдел снабжения» — драматургия. В конечном счете за нею решительное слово.
Форма сценического примитива не удовлетворяет зрителя. За 11—12 лет зритель успел пройти
и успешно усвоить элементарный курс советской драматической литературы.
Условия конкурса будут в ближайшем времени опубликованы.
ВЛ. ЯРОПОЛК
ЗА ЭКСПЕРИМЕНТ
Но... не повторяться, не копировать друг друга, а главное, «не прикрывать пустоту от
дельных пьес громкой фразеологией об их революционности».
Рабкоры дружно ратуют за сохранение в нашем репертуаре классиков, но предлагают отбирать пьесы обдуманно, а главное, с таким расчетом, чтобы через показ классической пьесы обнаружи
вались отрицательные, отталкивающие стороны старого мира.
РЕАЛИЗМ В СТИЛЕ
Никакого стандарта, никаких штампованных пьес, ролей, декораций и проч.
Пьесы и спектакли не должны быть похожи один на другой.
Давайте новые темы, новую трактовку, новое оформление!
А главное, дайте настоящую жизнь с настоящими живыми людьми, у которых их деятельность складывается не из сухих цитат, а из поддлинных человеческих страстей.