2-ая конференция членов АНР — утверждение жизненной и актуальной необходимости
объединения новых режиссерских сил в корпорацию единой идеологической установки.
Только было досадно, что конференция не привлекла на свои деловые заседания ни мастеров режиссуры старшего поколения, ни молодую смену актеров, драматургов и художников.
Конференция прошла под знаком некоторой замкнутости. Возможно, что отсутствие широкой аудитории — показатель еще незначительной популярности АНРа. АНР растет вглубь, а не
вширь. АНР пытается еще самоопределиться,
найти и свою платформу в основных вопросах театра социалистической страны.
Все же АНР несколько скромничает. Давно пора привлекать на анровские дискуссии все большие и большие кадры молодых работников театров.
Круг интересов конференции базировался на двух моментах: проблеме художественно-идеологической и организационно-производственной.
Приходится оговориться, что вторая проблема прозвучала на конференции убедительнее, чем первая. Для доклада о современном состоянии
театрального рынка у т. Имаса нашлись яркие цифры и яркие факты. Из доклада выяснилась сколь необходимо обновление режиссуры и перевооружение театра — силами новой режиссуры.
Куда более затруднительным оказалось положение конференции в ее попытках сформулировать идеологические и художественные позиции Ассоциации в целом. Что должно отличать нового ре
жиссера, порожденного эпохой Октябрьского XIIтилетия от старого сценического мастера, пришедшего в советский театр из дореволюционного театра? Каковы идеологические и художественные принципы этого нового режиссера?
Новый режиссер призван советской общественностью к реконструкции театра, вовлекающего зрителя для участия в определении его ху
дожественного и идеологического лица. Новый режиссер — посредник между сценой и зрителем. Он спускается с театральных подмостков в зри
тельный зал, или приглашает зрителя на сцену чтобы не только объяснить ему тайны сценического мастерства актера, но и узнать у него, что дол
Дорогие товарищи!
С удовлетворением принимаем Ваш вызов о заключении договора на социалистическое соревнование между работниками Правления издательства „Теакинопечать“ и работниками Ленинградского отделения названного издательства. На общем собрании сотрудников решено было заключить социали
стический договор ко следующим самым важным в жизни издательства конкретным вопросам:
1. Повышение идеологического качества продукции. 3. Успешное продвижение литературы в рабочие клубы и деревню.
3. Удешевление наших изданий.
4. Поднятие трудовой дисциплины.
Бюро партколлектива ВКП(б) Местком Правление
жен сделать для него в каждый данный мо
мент театр. В центре внимания театра, конечно, зритель. Ради культурного роста,
интеллектуального и эмоционального воспитания зрителя, ради организации его психики, мышления и воли к социалистическому будущему только и существует тот или другой сценический спектакль.
Старый театр прятал режиссера за кулисами. Посредником между театром и зрителем был актер. Актер заряжал зрителя эмоциями или раз
влекал его. Зритель воспринимал отпущенную ему театром долю эмоций, сохраняя за это благо
дарную память о театре и актере. Но современный театр не ограничивается заданием одной лишь
заразительности своей сценической игры. Театр претендует воздействовать на мысль зрителя в еще большей степени, чем на его чувства.
Театр мысли заменяет театр чувств. Было бы нелепостью понимать это, как устремление — обез
душить сценическое представление. Речь идет об устремлении — осмыслить стихию человече
ских страстей. Эмоции пронизываются мыслью и подчиняются интеллектуальному началу театра, Чувство служит средством и следствием смысло
вой ценности спектакля. Выбор материала и темы, точка зрения и отношение к теме и к героям представляющим этапы ее развития становятся решаю
щими для театра. Новый режиссер командирован советской эпохой в гущу действительности. К нему поступают требования внимательного исследова
ния и научного анализа этой действительности. Классика отходит все больше и больше на задний план. Современная пьеса заполняет театр. Зна
чительность темы, определенность и четкость миросозерцания актуальной пьесы — заслоняет интерес к удачам или неудачам формального по
рядка. Вместе с тем — новая идеология ратует за новый образ и новый прием сценической выразительности. Режиссеру приходится вступать в борьбу и с старым миросозерцанием, и с сцени
ческим старым языков — пережитками театра дореволюционного периода. Все очевиднее, что новому режиссеру приходится самому быть вооруженным до зубов, В чем секрет подобного вооружения? В политической зрелости, в общественном инстинкте и в общественном темпера
менте, в ощущении эпохи, но и в умении активно строить эту эпоху. Если еще недавно считалось достаточным создавать спектакли только созвучные современности, то теперь уже пришла пора, когда необходимо создавать спектакли, реорганизующие современность на пути к ее социалисти
ческим завоеваниям. Режиссер - исследователь заменяет режиссера-фантаста, режиссер-органи
затор — режиссера-созерцателя. Режиссер-диалектик — режиссера-идеалиста. Режиссер раскрывает противоречия, играет противоречиями в подаваемых им фактах, предоставляя зрителю самому выбирать между черным и белым.
Доклады, посвященные наметке режиссерского кредо, были еще легковесны и поверхностны.
В процессе последующей работы АНР найдет верный ход к поставленной перед собой карди
нальной задаче. Сейчас АНР только робко нащупывает первые вехи, первые точки проблемы.
Конференция не занялась насущнейшими вопросами, связанными с кризисом советской драматургии, и кризисом сценического оформления.
С. МАРГОЛИН.

РАБОТНИКАМ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОТДЕЛЕНИИ
«ТЕАКИНОПЕЧАТИ