ПОД ЗНАКОМ ОБНОВЛЕНИЯ Второго июня c. г. общественности, приковав

шей свое внимание К Большому театру, дан ответ Правительственной Комиссией, специально изучавшей «то, что происходит в Большом театре и вокруг него».
Как это четко видно из постановления Комиссии, она ставила перед собой две основных задачи:
1. Дать характеристику общего кризиса в ГАБТ-е, как «явления выходящего далеко за пределы простого эпизода».
2. Наметить пути к реорганизации театра.
Посвятив этим двум задачам семь подробных пунктов своего постановления, Комиссия только в заключительном 8-м пункте дала «кроме характеристики общего состояния ГАБТ, оценку правильности обвинений, выдвинутых против дирижера Большого театра Голованова».
Комиссия проливает свет на все стороны работы в ГАБТ-е, более того, отмечает наличие аналогичных явлений в «ряде крупных провинциальных центров».
Нзльзя не отметить резкого осуждения со стороны Комиссии по адресу «части печати», которая «направляла свое внимание в большей степени в сторону сенсации и разоблачения больных мест, выявившихся в результате кризиса, а не в сторону анализа кризиса, постановки диа
гноза и определения методов лечения». (Об этом, кстати сказать, стыдливо умалчивает как раз провинившаяся «часть прессы», иже с ними и «Новый Зритель»...).
Вскрываемые Комиссией явления в Большом театре достаточно знакомы читателю по большой сумме материалов, собранных нашим журналом, поставившим себе целью не столько однотонно вопить о личности провинившегося дирижера, сколько дать подлинную картину жизни ГАБТ-а.
В основном Комиссия, изучая и обобщая весь этот материал, вскрыла репертуарный застой, ряд дефектов в организационном отношении, отрыв от советской общественности, бытовую кос
ность и консерватизм в ГАБТ-е. Как один из важных моментов, следует подчеркнуть установленное «отсутствие преемственности между ста
рыми театральными работниками и вступающими новыми молодыми силами»!!
Брошенный сейчас нами лозунг «больше внимания театральной молодежи» приобретает в свете этих явлений несомненно наиболее актуальное и центральное значение.
Пожалуй, еще важнее конкретные мероприятия, намечаемые Комиссией, начиная от создания Главискусства, идя через коренную реорганиза
цию управления в театрах, пересмотр его личного состава, ликвидацию цеховой замкнутости отдельных групп, поднятие трудовой дисциплины, привлечение новых дирижерских, режиссерских, артистических сил, — и кончая финансовым оздо
ровлением театра. Все эти и другие конкретные мероприятия, предлагаемые Комиссией и печатью (см. «Совр. Театр №№ 17 — 23)должны быть построены на прочных основах большего, чем до сих
пор общественного содействия и контроля, что относится отнюдь не только к ГАБТ-у!.. Наконец, Ко
миссия поставила и разрешила отдельный вопрос об уходе из театра дирижера Голованова, не сумевшего подойти к использованию молодых сил, допускавшего в своей деятельности грубость, антиобщественность, кумовство.
Разумеется сегодняшний удар по этой отдельной «персоне» (вряд ли единичной в театрах), хотя Комиссия предусматривает возвращение дирижера после проведения реорганизации театра, не пройдет бесследно для жизни ГАБТ а и явится предостережением для реакционеров на теа-фронте.
Однако, дело было, есть и остается не в личных судьбах Голованова, а тем паче, в сенсационном шуме вокруг этих судеб. Задача куда глубже, сложнее и требует куда больше вдумчивости и систематичности со стороны советских и профсоюзных органов и, несомненно, также со сто
роны прессы, как части нашей общественности. Именно поэтому наивреднейшей выдумкой
является «новозрительская» квалификация прессы
как «голоса общественности, а не орга
низационно-административного консультанта». Вот уже, поистине, запоз
далая и жалкая попытка отвоевать себе право
на беспредметную крикливость взамен «действенной, конкретной критики, ко
торая сопровождается ценными и практическими
указаниями критиков», как это диктует «Правдав статье «Самокритика и массы».
Обязанность органов Наркомпроса, профсоюзных органов, не осуществлявших необходимо
го художественно-идеологического руководства ГАБТ-ом, наверстать упущенное, твердо проследить реорганизацию театра, намеченную к прове
дению в 3-х месячный срок. Обязанность самого ГАБТ-а — жестко, неуклонно и искренно провести эти мероприятия в жизнь внутри театра, при том опираясь на общественность. Обязанность
печати со всей серьезностью помочь этому делу, выправляя критикой и конкретными указаниями дефекты. Обязанность всех театров — мобилизо
ваться на основе самокритики, как к этому только на-днях призвала их «Правда» в специальной статье «Призыв к самокритике».
Только при этих условиях последовательного и систематического общественно-государственного контроля, проблема реконструкции ГАБТ-а (и других театров) будет разрешена.
Только на этой основе будет и в театре реализована задача, поставленная ЦК ВКП(б.) в его
историческом обращении ко всем членам партии, ко всем рабочим: «Создание кадров действительно обученных, знающих и квалифицированных работников, создание новых специалистов, безуслов
но преданных советской власти, создание новых красных специалистов из людей рабочего класса, Создание интеллигенции рабочего класса, вовлечение уже имеющихся квалифицированных кад
ров пролетарской интеллигенции в советский хозяйственный и кооперативный аппарат».