СВЕТ И ТЕНИ

(К ИТОГАМ СЕЗОНА) Итоги театрального сезона 1927/28 г. одно
временно являются итогом целой полосы общественно - культурного строительства советского театра.
Заострение внимания партии, профсоюзов и широкого общественного мнения к сцене, начавшееся зимой минувшего года и вылившееся в про
шлогоднее майское теа-совещание при Агитпропе ЦК ВКП(б), неослабно нарастало и в течение отчетного сезона. В результате — бесспорно об
щее укрепление классовых пролетарских позиций в этом секторе культурной революции, —ряд конкретных побед и, —как одно из достижений,—
новое обострение общественного внимания к тем сторонам жизни театра, которые до сих пор справедливо назвать его болезнями.
Что мы имеем в активе?
Происходившее 22-го июня с.-г. своего рода проверочное совещание при Агитпропе ЦК Партии в более узком чем в прошлом году составе, подвело ряд итогов в этом направлении по докладам т.т. Керженцева, Раскольникова и др.
На сегодняшний день мы имеем:
1. Идеологические и художественные улучшения качества репертуара (особенно решительные успехи дала так наз. провинция).
2. Завоевание организованным зрителем аудитории театра (абонементы, рабочая полоса, коллективная закупка спектаклей и т. д.).
3. Приближение советской общественности к внутренней работе театра, в первую очередь по линии регулирования репертуара (худ. советы, диспуты в театрах, конференции держателей абонементов и зрителей и т. п.).
4. Рост организованного общения театра с рабочим зрителем (шефство театров над культ-рабо той заводов, выезды на фабрики с отчетами и показом своих достижений, гастроли центральных театров в рабочих районах и др.).
5. Усиление активности передовых, близких к советской общественности, левых групп внутри самих театров, что ведет к организационному оздоровлению всей системы художественного руководства театрами и освежению персонального со
става руководящих органов (МХАТ, Большой театр).
Все это свидетельствует о серьезном сдвиге театра по всему фронту в сторону удовлетворения запросов пролетарской общественности.
Наиболее яркий характер политического сдвига этот процесс приобрел в период юбилейный—10-летия Октябрьской революции, — под знаком которого прошел весь театральный се
зон. «Разлом», «Мятеж», «Бронепоезд», «Властьи ряд других постановок, не столь блестящих, но все же ценных («1917 г.» и др.)— вошли в истерию роста нашего театра, как некий художественно-идеологический перелом, далеко перешагнули
рампу столичной сцены и оказали глубокое и длительное влияние на всю театральную провинцию.
Обзор последовавшей за этим второй половины театрального сезона (если говорить главным
образом о столицах) подводит нас вплотную к теневым и отрицательным сторонам истекшего сезона.
После блестящей полосы юбилейных постановок последовало известное снижение репертуара, идеологическое и художественное. С одной сто
роны, достоевщина «Унтиловска», сексуальная пошлость «Проходной комнаты», бесцветное социальное примиренчество «Растратчиков», псевдо-идеологическая сусальность «Фрола Севастьянова» и «Весенних зарниц», с другой стороны, ре
цидивное возобновление «Зойкиной, квартиры» и «Града Китежа» — вот характерные постановки этой второй половины сезона, на фоне которого менее выдержанный «Человек с портфелем» и очень значительные «Рельсы гудят» были скорее ярким отступлением, чем генеральной линией этого периода.
Причины этого явления коренились частью в том, что юбилейные спектакли опередили более слабые и ранее начатые работы (МХАТ, напр.), в групповой борьбе внутри некоторых театров (ГАБТ, МХАТ II), в кризисе роста нашей драматургии, опережаемой требованиями общественности к театру.
При всем этом, общую оценку театрального сезона нельзя не признать положительной: клас
совая пьеса стала кассовой не только в театрах революционного происхождения (особняком стоял
театр им. Мейерхольда, безудержно ударившийся последние 2 сезона в «классику») но и на подмост
ках государственных и так наз. академических театров. Этим как раз характеризуется новое соотношение между обеими группами театров, все более и более сближающимися и утрачивающими свой взаимный «идеологический водораздел».
Если с таким балансом вышли из сезона театры в крупнейших центрах, то еще нагляднее и ярче этот баланс сказался на всей линии провинциальных театров. Несмотря на громадную материальную нищету, организационную неразбериху и хал
туру, доныне процветающую во многих местах, этот год для провинции был годом творческонапряженным и производительным.
Печатаемый ниже интересный обзор (см. ст. т. Пельше «Театр в провинции»), большое число обзоров, писем и корреспонденций с мест, печатаемых в театральной прессе, в том числе в «Современном Театре» — все в один голос свидетельствуют об этом росте театральной периферии.
В репертуаре господствуют революционные и бытовые советские пьесы, в подавляющем проценте по отношению к классике, тем более к мещанскому репертуару. Рабочая масса входит хозяином в