зрительный зал и не только в качестве пассивного потребителя продукции, но и в качестве активного
начала в производственном организме театра (худ. советы, зрительские конференции и т. д.). В этом смысле провинция тоже обгоняет столицу, беря ее лозунги частенько глубже и серьезней, чем сам столичный театр. Невольно и, так сказать, «естественно» отставая в художественном отношении от столиц, насыщенных творческими си
лами, старыми и новаторскими, провинциальный театр однако и в эхом, направлении ушел далеко вперед за этот год, усвоив и дав, в свою очередь, немало интересного и свежего.
Все это, вместе взятое говорит об одном: пролетарское государство, партийная, профсоюзная, комсомольская общественность, массовый рабочий зритель практически укрепляет свое влияние и на этом художественном участке культурного фрон
та, и не надо быть большим провидцем, чтобы твердо предсказать дальнейшее и неуклонное уже развитие этого творчески-обновляющего процесса.
Однако, этот рост пролетарского влияния на современный театр ни в коем случае не следует рассматривать, как «окончательное укреплениеего позиций на театральном фронте.
До сих пор действует «социальный заказ» не только пролетарского, но и чуждого нам зрителя, главным образом, мелко-буржуазного обывателя. До сих пор еще не преодолены и не сломлены чу
ждые нам мелко-буржуазные антипролетарские классовые настроения и тенденции на театре.
Они проявляются в репертуарной области.
Приведенные выше некоторые примеры постановок, увидевших свет, и более широкая практика органов по контролю за репертуаром (см ниже обзор деятельности Главреперткома) показывают, что на сцену пытаются проникать произведения, «агитирующие» за классовое примирение, мелко
буржуазный пацифизм, насыщенные анархо-индивидуализмом, романтикой уголовщины и банди
тизма, идеализирующие хулиганство, салонщину
и бульварщину (адюльтер, богема, «высший свети т.д.), оправдывающие пьянство, сексуализм и порнографию, пропитанные обывательщиной (идеализация «святости» мещанской семьи, рабство женщины, частной собственности и т. д.), упадочничество и психо-патологию.
Наряду с такими произведениями проскальзывают попытки в фориче сатиры давать извраще
ния и каррикатуру на советский быт, в форме исторического освещения, давать идеализацию прошлого в классово-неприемлемом духе и т. д.
Сюда же примыкают неудачная «добросовестная» агитация за советские лозунги, но в силу своей примитивности дающая обратный эффект, или использование классиков, как раз в той части клас
сических произведений, которые идеологически абсолютно вредны и чужды пролетариату (аполо
гия монархизма, мистика, презрение и ненависть к рабочему классу и т. д.).
Так обстоит дело с репертуаром в его положительных и отрицательных проявлениях.
В области организационной и бытовой истекший сезон представлял собой гораздо менее положительную картину.
Непроведение снижения налогов на началах большего равенства между различными группами театров, неразрешение до сих пор вопроса поли
тики цен, в целях их снижения, неблагополучие с рабочей полосой, неудовлетворительная работа художественных советов (неделовой состав, отсутствие конкретности и плановости в работе за небольшими исключениями), анархическое состояние
гастролей, эстрадного дела, неудовлетворительное разрешение вопросов о школе и молодняке в целом, отсутствие до сих пор Об-ва Друзей Советского
театра — такова большая сумма вопросов, до ныне неразрешенных или пока не поставленных на практическое разрешение. Простого взгляда на них достаточно для того, чтобы сказать, что театр, двинувшийся вперед по пути репертуа
ра, отстал в организационном вопросе. Это дало, несомненно, ряд отрицательных результатов и во внутренней жизни театра, порой выливаясь в фор
мы тяжелого кризиса (так наз. «головановщинав ГАБТ е и др.).
Конец сезона однако характеризуется оживлением и в этой области. Расширился по составу, по объему работ, по общественному охвату Глав
ный Репертуарный Комитет, руководящий реперткомами на местах, создан специальный руководящий орган по художественным вопросам в Агит
пропе ЦК ВКП(б), организуется Главискусство в Наркомпросе, началась энергичная реоргани
зация оперы, проверяется годичная работа по реализации решений майского ТЕА-Совещания. Как особые целевые задачи в организационной области намечаются: созыв (примерно на осень) Всесоюзного Актерского Съезда, который может подвести итоги сдвигам в актерстве и дать им но
вый толчок, носится в воздухе идея Всесоюзной Олимпиады, что в частности оживит интерес к нацтеатрам, недостаточно ныне популяризованным по Союзу, даже в лучших своих достижениях.
Обрисованная картина догорающего театрального года была бы не полна, если не осветить важ
нейшей области строительства самодеятельного театра.
Огромный рост кружков в клубах и красных уголках (до 15.000), количества кружковцев (285.000 ч.), числа клубных- постановок (33.000) посещаемости клубного театра (свыше 7.000.000)— все это свидетельствует об интенсивном развитии самодеятельного театра. Имеются и отдельные конкретные достижения, как например: органи
зация Профклубной мастерской ВЦСПС совместно с Наркомпросом, ряда курсов по подготовке клуб
ных режиссеров и кружковцев, проведение ряда итоговых годичных просмотров Художественных кружков (Москва, Ленинград, Украина, Астра
хань, Саратов и т. д.), развитие углубленных форм художественной работы до большой пьесы включительно. Имеются однако огромные недостатки в этой области, объясняемые рядом усло
вий, в том числе недостаточной работой самих профсоюзов, недостаточным вниманием репертуарных органов к клубному репертуару, неблаго
приятным положением клубной драматургии по
сравнению с профтеатром (поспектакльный сбор) и др. Все это порождало и в истекшем году халтуру внутреннего и внешнего происхождения, недостаточно высокую квалификацию клубных режиссеров и кружковцев, погоню за кампаниями и т. д.
Истекший год дает огромное поле для наблюдений, выводов и мероприятий как по линии про
фессионального, так и самодеятельного театра в городе и деревне. Но одно ясно: на почве даль
нейшего роста общественного внимания и подъема репертуара и деловой самокритики наступила очередь за организационным строитель
ством театра! Дело за организацией театрального фронта, за отсевом и подбором людей, за пере
воспитанием и созданием кадров. Будущий год покажет, насколько эта перспектива реальна!
А. ОРЛИНСКИЙ