Сердце театра—репертуар. По репертуару прежде всего мы оцениваем состояние и
достижения театра. В то же самое время, конечно, мы не забываем о всей постановочной части.
Подходя с такой меркой к провинциальному театру, можем определенно сказать: лед тронулся. Движениеидет пообоим руслам: ставятся новые пьесы и дается им новое оформление.
Советская пьеса побивает и классическую, и мещанскую пьесу. Если в сезоне 1926/27 г. совет
ская пьеса составляла 25—30%, классическая— 15—20%, мещанская («прочие») 60—70%, то в сезоне 1927/28 г. картина перевернулась: советских спектаклей мы имеем около 55—65%, а мещанских—не больше 25—30%, остальные (15— 30%) классические.
В отдельных городах (по сведениям за время с сентября т. г. до 1 марта с. г.) число советских спектаклей поднимается до 82% (Смоленск, Ростов н/Д, Тверь), в Брянске—77%, в Сталинграде — 70,5%.
К сожалению, в ряде крупных городов советская пьеса еще не пользуется достаточным внима
нием и пониманием. Так в Новгороде советских спектаклей было только 30%, Пензе —(92.000 населения) — 40%, («прочих» — 47%), в Ярос
лавле (114.000 населения) только 26% советских спектаклей, 40% — мещанских и 34% —классических, в Ульяновске (72.000 нас.) —40% советских, мещанских— 46%, классических 14%.
Без всяких сомнений об этих городах можно ска
зать: нет должного руководства делом театра. Работники театра не сумели мобилизовать обще
ственное мнение вокруг театра, вовлечь в это дело печать, профсоюзы, рабочую молодежь, не сумели правильно поставить дело распростра
нения билетов среди рабочих и членов профсоюзов вообще.
Самые ходкие пьесы в провинции теперь уже советские пьесы. А из них на первых местах идут: «Константин Терехин» Киршона
(по 18 городам, не считая Москвы, Ленинграда и Украины) прошел 129 раз, «Разлом» — 109 раз (не считая Одессу, где он прошел 70 раз), «Вредный элемент»—80 раз, «Любовь Яровая»—75 раз и т. д.
Из классических только один «Ревизор» Гоголя прошел 44 раза, также— Собор Парижской Богоматери» 31 раз, а все другие клас
сики не поднимались даже до 30 раз («Коварство и Любовь» Шиллера — 26 раз, «Гроза» Островского 9 раз, «Доходное место»—4 раза, «Лес» —15 раз, «Горе от ума» — 7 раз и т. д.).
Мещанские пьесы тоже далеко отстают от советских. Знаменитый «Сын четырех отцов(или „Шпанская лирика») и злополучная «Тетка Чарлея» поставлены всего только по одному разу. Имя этого отличившегося города — Новгород.
Однако, следует и на этот раз отметить: советская пьеса советской пьесерознь. Еще до истекшего сезона мы наблюдали усиленное «производство» разных «царских» пьес, находивших себе усиленный сбыт на сценах не только провинции, но и Москвы и Ленинграда. Кстати сказать: в провинции они уже совсем сходят со сцены, но в Москве кое-где они еще потихоньку подвигаются (ну, взять хотя бы «Елиза
вету Петровну»). Но, к сожалению, вместо этой исчезающей халтуры появляется новый вид ее: вроде «5 н о ч е й» А. Славянского. Берется ре
волюционная тема и опошляется, низводится до явной бульварщины с красивыми женщинами
(здесь даже красавица
княгиня с «огненными крыльями»), неукроти
мыми страстями, загово
рами, изменами, местью. Словом: революция на фоне алькова; к сожалению, есть еще спрос на подобную псевдо-революционную пьесу, и она про
бивает себе дорогу на сцену советского театра. Даже такой большой пролетарский центр, как Ростов н/Д, «показывал «Пять ночей» 39 раз рабочим столицы Северо-Кавказского края.
Наблюдаются иногда странные явления: профсоюзы и рабочие требуют старых, а не новых пьес. Напр., в славном Сталинграде, в этом «городе ог
ненного кольца» рабочие «Красного Октябряпроваливают «Константина Терехина», а «Пото
нувший колокол» и «Смерть Иоанна Грозноговстречают с аншлагом. А в самом городе тот же „Терехин» проходит с триумфом, но проваливается «Разлом», в то же время тульские рабочие через
свои профсоюзы закупают 11 спектаклей «Разлома», «Терехин» в Туле же проходит 23 раза чуть ли не с аншлагами.
В чем тут дело? Неужели столь большая разница в уровне культурного развития и запросов между рабочими Тулы и Сталинграда?
Конечно, — нет. Дело объясняется просто умением организовать спектакль, его зарекомендовать, удовлетворительно поставить пьесу и прод
винуть в рабочие массы. Вот, например, Оренбург в прошлом году имел весьма сомнительный репертуар (30% советского) и, кажется, пьеса стави
лась в среднем неполных три раза (2,8). Только пьеса «Турандот» выдержала 8 спектаклей. В этом году такие пьесы, как «Любовь Яровая», как «Цемент», «Разлом» идут по 10 —12 раз каждая и почти всегда с аншлагом. В чем дело? Дело в уме
лой работе местных работников (в том числе и
реж. т. Волков) в их деловитой инициативности, вплоть до устройства митингов на заводах, в ж. д.
мастерских на фабриках. И в результате: в театр
двинулись целые пласты таких рабочих, которые раньше о театре и не думали.
О сценическом оформлении здесь распространяться не станем: весенние воды хлы
нули и в это царство затхлого застоя и пыльных тряпок. Условно-реалистическая иллюстрация начала свое победоносное шествие и в провинции, начиная с Вятки, Архангельска, кончая Хаба
ровском и Владивостоком. Значительную роль здесь сыграл наш режиссерский молодняк из АНР-а. Рассыпавшись по всей великой советской стране, молодые режиссеры работают то совер
шенно самостоятельно, то вместе с кем-нибудь из «стариков». Последние уже почти примирились с необходимостью новаторства и добросоветского строительства с молодежью.
В отношении качества своих постановок, провинция, конечно, гордиться еще не может. Но
и критикуя ее, нужно помнить, что слишком уже много еще приходится им давать новых постановок, в среднем по 28 —30 в сезоне, в некоторых местах больше сорока, даже больше пятидесяти.
Итак: лед тронулся. Но, тем не менее, необходимо усилить руководство репертуаром и ра
боту по мобилизации пролетарского общественного внимания к театру. Надо снять с него бремя на
логов, удешевить входную плату и сделать театр
действительно доступным для низовых, наименее платежеспособных рабочих масс, объективно— наиболее в нем нуждающихся.
Р. ПЕЛЬШЕ

ТЕАТР В ПРОВИНЦИИ

(НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ)