вполне удачно). Большинство же руководителей, к несчастью, совершенно не обладает творческой инициативой.
Вопрос руководства несомненно один из больных вопросов, особенно заострившийся в связи с ростом кружковцев и с ростом запросов клубного зрителя. Одной из неправильностей руководства является стремление многих кружко
водов прежде всего показать свои «режиссерские таланты», навернуть побольше различных приемов, поразить (неизвестно кого?) особой изобретатель
ностью и т. д. Беда в том, что эти их намерения часто идут в разрез с общественными и художественными задачами кружка. Руководитель должен в первую очередь заботиться о художественном воспитании кружковцев, а не об экспериментах «для себя».
Другой неправильностью руководства (распространенной главным образом в уездах) является
участие руководителей в постановках в качестве актеров, часто даже в ведущих ролях. Это убивает самодеятельность самих кружковцев, пора бы это
осознать. Но наряду с этими осложнениями мы видим явления, которые указывают на то, что нарождается, хоть и довольно медленно, новый тип «клубного режиссера». Беда вся в том, что
методы руководства в клубе недостаточно еще вскрыты...
Благодаря умелому руководству мы имеем к концу текущего сезона много интересных, крупных работ, как, скажем: «Ржавчина»и «Захарова смерть
у металлистов, «Наследники Рабурдена» и «Без мальчишек» — у железнодорожников, «Вокруг па
латки», «Такса» и др. в нацменском (еврейском) клубе, малые формы строителей, живые газеты
милиции (клубов и III районов) и т. д., которые можно назвать настоящим завоеванием клубной
сцены и доказательством непрерывного роста клубного театра, несмотря на перечисленные кризисы, ошибки и отклонения в сторону.
Одна из важных сторон работы кружков за последний год та, что в нее было принесено много
моментов общественного характера. Сильно повлияло на это, несомненно, празднование десятилетия Октября, когда на художественные кружки была возложена серьезнейшая ответственность. Правления клубов вплот
ную соприкоснулись с работой кружков, сумели
уделить им больше внимания, оказать им больше конкретной помощи.
Вопрос взаимоотношений кружка с правлением сейчас стоит на очереди. Большинство клубных правлений до сих пор уделяют недостаточное внимание художественным кружкам, видимо, не
дооценивая их значение: отпускают часто мало средств, не дают помещения, не проявляют нужного общественного руководства и вмешательства во внутреннюю жизнь кружка... Эта пассивность правлений плохо отражается на работе.
Не всегда, однако, можно обвинять правление в плохих условиях работы кружка. Случается так, что бюджет клуба (особенно это характерно для красных уголков) действительно не выдер
живает всей нагрузки по содержанию драмкружка, а размеры клубного помещения не дают возмож
ности предоставить кружку комнаты для занятий. Существование кружка в таких условиях — только бессмысленное распыление сил и средств. Ведь толку от работы кружка при таких условиях много не получится!.. Тут встает во весь рост
давно назревший вопрос централизации работы кружков. Культотделам союзов следует об этом подумать. Пора, и давно пора от слепого кустарничества перейти к планомерному строительству клубного театра. А КАСАТКИНА
Опыт истекшего сезона показал правильность основной установки театра, выверенной как реакциями нашего зрителя, так и отношением советской общественности. Театр в своих постановках считал мысль, давно занимающую советского педаго
га — что лишь то приемлемо для ребят, что приемлемо и для взрослых: ведь пора отказаться и в те
атре от теории снижения ис
кусства для ребят, его упрощения или ка
кой-либо его спецификации, за исключени
ем лишь тематической. Ра
боты театра и
над «Черным Яром» и над «Женитьбой», так доброжелательно встре
ченные прессой, Художественным советом театра, а, главное, нашим зрителем (и не случайно первая постановка успела обогатить репертуар даже сельских школ, где с большим успехом она вос
производилась самими ребятами) предопределяют работы и на предстоящий сезон.
Театр в репертуарном своем плане имеет несколько пьес современных авторов, трактующих современные темы, тщательно ищет и включенную в школьные программы классическую пьесу, ак
туальную и для сегодняшнего дня и дающую, кроме того, материал для внутреннего роста своего артистического коллектива. Опыт массового празднества («Мы — Октябрю», осуществленного в Цир
ке) с участием актеров, циркачей, животных, и самих ребят, вызвавший столь противоречивые суждения, показал, что несмотря на своеобразие и необычайность, в нем было много заслуживающего дальнейшей проработки, которая поспособствовала бы обновлению этого вида зре
лищ, до сих пор не получившего общепринятой
формы. Ввиду этого и в предстоящем сезоне театр предполагает организацию празднества, которое будет посвящено дню 1-го мая.
Выездные спектакли (главным образом, с кукольным театром и инсценировками «Басен»), составлявшие в истекшем сезоне лишь одну пя
тую всей производственной работы, в будущем сезоне должны занять надлежащее место.
Поддержка театру, оказанная в отдельные трудные моменты жизни его и Наркомпросом, и Московским Советом, и Рабисом, и общественно
стью, группирующейся вокруг театра — имеем в виду, как взрослых, так и ребят (в частности Ц. Б. пионеров) — помогли преодолеть все пре
пятствия, ставшие на пути развития театра, и будущий сезон дает надежду и на самостоятель
ное театральное помещение и на возможность развернуть полностью производственный план.
В. А. Филиппов

ИТОГИ СЕЗОНА И ПЕРСПЕКТИВЫ

(Беседа с Директором Государственного Педаго
гического Театра В. А. Филипповым)