В целом — спектакль удачный, нарушающий к тому же традицию «облегченного» зрелища летнего сезона. Он не лишен серьезного об
щественного значения, да и в художественном отношении сделан нисколько не хуже среднего спектакля «зимнего типа».
Союз честных людей это — негласное содружество или, вернее, дружественная цепь честных советских чиновников, боящихся взять на себя ответственность за проведение в жизнь полезного,
но недостаточно проверенного, рискованного изобретения. Цепь эта тянется от одного из научных институтов, через правление треста, до низовой администрации. В нее включается даже и
сам изобретатель, не уверенный в себе и в своем изобретении. А выпадают из этой системы только коммунист — молодой ученый Казанский, сек
ретарь губкома и рабочие завода. Но и этих выпадающих звеньев достаточно, чтобы в один прек
расный день, после целого ряда грустных и веселых приключений, после упорной борьбы, — цепь эта распалась, по крайней мере для данного слу
чая, рассказанного в пьесе. Нет сомнения, однако, что она снова сомкнется для следующего «полез
ного, но рискованного» изобретения и что снова между честными чиновниками и смелыми людьми завяжется опять такая же борьба.
Тема о техническом консерватизме, о чиновничьей боязни ответственности — своевременна. Она часто возникает в практике советского строительства и не лишена подлинного жизненного драматизма.
«Союз честных людей» — первая пьеса на эту тему. Тематическая новизна, главным образом,
и придает ценность спектаклю. Она сообщает ему и некоторую свежесть, несколько по иному расставляя привычные персонажи современной бы
товой хроники, придавая иную окраску тоже уже примелькавшимся драматическим ситуациям в пьесах этого жанра.
По своим же приемам, по обрисовке бытовых фигур, пьеса Рубинштейна не поднимается над
средним уровнем сегодняшней драматургической продукции. Образы ее не отличаются новизной и глубоким охватом. Это — попрежнему персонажи бытового «обозрения», в большой мере по
верхностного, страдающего нецельностью и ослабленной драмати
ческой интригой. В нем попрежнему раз
вертывается галлерея готовых неподвижных масок, слегка расцвеченных бытовой жанровостью.
Именно поэтому новая тема не всегда находит верное разре
шение в образах пьесы. Так например, компания «честных чиновников» подана в тради
ционных, излишне
сгущенных вредитель
ских тонах. Зачастую они кажутся просто заговорщиками, действующими с корыстными побуждениями или с контрреволюционной целью.
Нехватает автору и нужного темперамента в развертывании драматической интриги. Действие идет толчками, не имеет опорных узлов.
При всех этих недостатках пьесы, спектакль получился все же в меру занимательным и смотрится с интересом. Деление сцены на ряд ограни
ченных площадок, вертящийся пол, транспаранты и т. д. - все это применено кстати и с хорошей профессиональной изобретательностью.
Гораздо менее удачна исполнительская сторона спектакля. Правда, и здесь все как будто на месте.
Но уж чересчур трафаретно поданы почти все образы пьесы, чересчур уж мало отклонений от установившихся традиций в показе вредителей, роковых женщин, разложившихся бюрократов и восторженных комсомолок. Более интересно сделаны роли старого профессора (арт. Уваров), и секретаря губкома (арт. Михайлов). За привычными образами в них проглядывает иногда и живая индивидуальность артистов.
Б. АЛПЕРС
Секретарь губкома (В. Михайлов)
Директор (Крече
тов), ученые (Юренев, Лю
бимов, Субботин), профессор
(Уваров).