НАШИ ТЕАТРАЛЬНЫЕ СВЯЗИ С ЗАГРАНИЦЕЙ

(К приезду в СССР японского театра «Кабуки ) Можно о определенностью констатировать, что
советский театр завоевал себе всеобщее признание во всем мире. Об этом свидетель
ствуют многочисленные отзывы зарубежной печати, это доказывается восторженными аплодис
ментами иностранных зрителей, присутствующих на гастролях советских трупп за границей. На выставках макеты советских театров получают первые премии. Постепенно крепнет влияние нашего театра на зарубежное театральное искусство.
Можно проследить, что, несмотря ни на какие политические отношения, советскому театру — хотя
и не со всем его репертуаром, открыта дверь в государства всего мира.
Рост обще-культурных связей СССР с заграницей способствует все большей и большей попу
ляризации нашего театра за рубежом. Она идет различными путями. Многие из побывавших у нас иностранцев пишут восторженные отзывы о своих театральных впечатлениях в СССР. Специалисты театра, изучая наш театр с производственной точки зрения, переносят его опыт в свои страны,
издают целые труды о нашем театре, выступают с публичными докладами — и не было случая, чтобы в информации их не преобладала поло
жительная оценка советского театра. По нашей прессе многие знают имена американского кри
тика Ли Симонсен, английского театрального деятеля Гендли Картер, представителей передо
вого французского театра Лара, Оттан и Гранжуан, руководителя японского театра «Цукидзи», октябрьского гостя СССР Каору Осанаи и, наконец, Фирмена Жемье — председателя Всемир
ного Театрального Общества, приезд которого
закончился приглацкнием театра им. Вахтангова участвовать в международном фестивале.
Зарубежные Общества Друзей СССР не пропускают случаев приезда советских театральных деятелей и организуют их доклады, на которых наши работники рассказывают о путях советского театра, о наших завоеваниях в этой области.
Массовому ознакомлению с театром СССР способствуют выставочные экспонаты, прошедшие в большом количестве через международные вы
ставки по искусству, или демонстрировавшиеся на советских выставках за границей. Почин в этом отношении положен Выставкой Декоративных Искусств 1925 года (Париж). Часть экспо
натов этой выставки была переброшена потом в Америку. На Магдебургской Театральной Вы
ставке (1926) также были экспонаты отдельных наших театров. Макеты оперных постановок были показаны на Международной Музыкальной Выставке во Франкфурте на Майне. На октябрь
ских выставках в Брюсселе, Берлине, Вене и Нью-Иорке особо были отмечены театральные
отделы, на которых экспонировали свою театральную продукцию Союзные Республики.
Наряду с этим наши специалисты и художественная пресса следят внимательно за театральной жизнью, техникой сцены и мастерством актера заграницы.
Но для всех ясно, что наиболее актуальную роль в расширении базы взаимного ознакомления играет непосредственная демонстрация самих театров. Этим летом мы смогли выполнить двустороннюю программу театрального обмена с заграницей. Убедившись в огромном интересе советских театральных кругов к старинному нацио
нальному японскому театру, Всесоюзное О-во Культурной Связи с заграницей приступило к организационному осуществлению идеи приезда к нам японского театра «Кабуки», исходившей из Японии. Быстрее, чем можно было ожидать желание нашей театральной общественности осу
ществилось: этим летом театр «Кабуки» приезжает в СССР. Необходимо подчеркнуть, что «Кабукивпервые покидает пределы Японии. Факт поездки театра в СССР считается настолько ре
волюционным, что фашисты, судя по прессе, выступают самым решительным образом против ее осуществления. Рассказывать подробно о са
мом театре не стоит: каждый москвич будет иметь возможность увидеть его в августе.
Наш театральный молодняк, студия им. Вахтангова, только что вернулась из Парижа, где она участвовала на международном театральном показе многих стран. Вахтанговцы дали 11 спек
таклей, прошедших с огромным успехом. Общее внимание приковывала пьеса советского репер
туара — «Виринея», на спектакле которой публика раскололась на два противоположных лагеря. Овации, сопровождавшие спектакль, приобрели демонстративный характер. Выходки белых эми
грантов обрывались самими французами, которые считали вахтанговцев гостями своей страны.
В этот же период в Париже выступал Еврейский Государств. театр, перекочевавший во Францию из Германии. Он наглядно демонстрировал отно
шение СССР к проблеме национальностей и в частности к театральной культуре национальных меньшинств, раскрепощенных Революцией. Оба театра показали идеальную слаженность ансамбля, которая лишний раз подчеркивает для заграницы заботливое отношение советской власти к искусству актера.
Таковы пути увязки театральной жизни нашей страны с внешним миром. Темп развития
ускоряется с каждым годом. Любя и изучая наш театр, заграница через него соприкасается с советской культурой в целом.
О. Д. КАМЕНЕВА