Говоря о стиле актерской игры в Японии, наряду с особен
ностями дикции, надо отметить и особенности жеста и мимики.
Красочная, яркая жестикуляция поддерживается целым рядом приемов, которые опираются не только на богатую фантазию и изобретатель
ность японского актера, но прежде всего являются результатом до крайности дисциплинированного
тела, с малых лет тренированного гимнастикой, фехтованием и танцами.
То же можно сказать о мимике и о гри
ме. Японский актер крайне скуп на мимику, но он умеет так кстати и вместе с тем так ярко и выразительно применить ка
кое-нибудь лег
кое движение личных муску
лов, что впечаление остается навсегда. Япо
нец как бы играет с маской на лице—таков этот грим, боль
шими широкими мазками подчер
кивающий и выявляющий са му сущность данного харак
тера. При необыкновенной гибкости и подвижности личных мускулов актер
пользуется ими крайне скупой сдержанно. Никогда раз на всегда принятое выражение лица, присущее данной роли, при выражении самых сильных эфектов не переходит в широкий смех или в гримасу боли или злобы. Стиль театра Кабуки предписывает своим исполнителям крайнюю сдержанность и самообладание. Фазы чувств наме
чаются лишь отдельными легкими движениями личных мускулов.
Являясь наследником художественного восприятия многих поколений знаменитых предков и учителей, которые нередко были современниками исторических героев драм, японская актерская среда представляет собой особую организацию:
она состоит из так называемых «семейств»; во главе семьи стоит мастер, который является учителем хозяином во всех вопросах жизни данного театра
Основателем семьи актеров был некий Накамура, выстроивший в Иедо, нынешнем Токио пер
вый постоянный театр в 1624 г. От него происходит Накамура Акаши, теперешний, живущий в Токио глава этой семьи. Если у актера нет сына то он усы
новляет своего лучшего ученика и передаетему свое художественное имя и свое искусство. Но во вся
ком случае всегда выбирается самое лучшее из самых высоких слоев актерского цеха.
(Продолжение, см. ,,Совр Т. №№17 и 19)
Актер Накамура Кваиша в роли самурая Отака Генго, воз
вращающегося с битвы в драме Тсушия Шикара (имя главного героя), написанной современным драматургом на эпизод 1703 г. для Танжиро,играющего заглав
ную роль (князя Тсушия).
Помост, идущий приблизительно на высоте голов зрителя с левой стороны зри
тельного зала через весь партер и закан
чивающийся на сцене, называется «Ханамици», что значит «тропа цветов» или даров, так как в прежнее время здесь складывались подарки, приносимые актерам. Эта особенность япон
ской сцены сообщает появлению актера, который входит в пьесу извне через весь зрительный зал, совершенно исключительное впечатление.
Иногда целые сцены разыгрываются на последней четверти помоста, около сцены; торже
ственное впечатление производит шествие воинов размеренным маршеобразным шагом приближаю
щихся к сцене или стремительно, звеня оружием, бросающихся к месту битвы или опасности.
Своеобразная игра актера еще подчеркивается музыкой, если так можно назвать усиливающее смысл подчеркивание отдельных моментов драмы разного рода шумами, включая и инструментальные. Звуки эти не спешат, не торопятся, не заглушают диалога и не являются ему чуждыми.
Японские драмы первоначально писались для кукольного театра и сопровождались напевными речитативными текстами Иорури-Катари или пев
цов баллад, которые сопровождали и поясняли немую игру кукол. Когда потом перенесли драму из кукольного театра на человеческую сцену, сохранились эти мелодические сопровождения. Они поются в лирически-балладной или речита
тивной форме Иорури-Катари, в синих крылатых передниках сидящих на боковом возвышении в просцениуме перед маленькими лакированными пюпитрами.
Совершенно исключительным явлением японского театра является исполне
ние актерами женских ролей, или вернее перевоплощение в
женщину -иначе нельзя назвать эту поразитель
ную способность передавать жен
ский облик не только чисто внешне, но и са
мую тонкую
женскую психологиию, тайны ее глубокой внутренней жизни.
Японский театр прежде всего дает наслаждение глазу, затем силь
ными моментами насыщени
настроением, он проникает в ду
шу зрителя и наполняет все его существо восторгом и ра
достью, гордостью, страхом или болью.
Актер Ганьсиро в роли Моритсуна в драме «Авангард Геньи в Оми», в роли одного из враждующих между собой пред
ставителей княжеской семьи
Генъи в провинции Оми.

ЯПОНСКИЙ ТЕАТР