КАКОВ ДОЛЖЕН БЫТЬ☛

План реформы Большого театра, предложенный нар. арт. В. И. Немировичем-Данченко (см. «Совр. Театр», №26—27), принципиально одобрен Главискусством, и автор проекта при
влекается на должность председателя комиссии по подготовке и проведению реформ Большого театра.
Непосредственная реорганизация по плану Немировича-Данченко может начаться только в сезоне 1929/30 г. До этого времени должен быть проведен ряд предварительных меро
приятий: подготовлен новый кадр ответственных руководящих художественных работников театра—режиссеров, дирижеров, хормейстеров, художников-декораторов, заведующих ли
тературно-репертуарной частью и проч.; приготовлены несколько новых оперных и балетных постановок и т. д.
Что касается воспитания нового актера-певца, то исполнительской базой нужно считать, с одной стороны, наиболее молодые и талантливые силы Большого Театра, а с другой,
состав Музыкальной студии Немировича-Данченко. Силами этих групп, соединенных вместе, уже во второй половине сезона 1923/29 г. будут показаны в Экспериментальном театре не
сколько новых постановок Немировича-Данченко. Реформа будет проведена путем внедрения этих групп в труппу Большого театра. Постепенно эти новые постановки вытеснят старый репертуар.
Вся текущая организационно-художественная работа — составление художественнопроизводственного плана и руководство старыми и новыми постановками—поручается особому
главному режиссеру — заведующему художественной частью театра, на каковую должность приглашен И. М. Лапицкий.
Для обсуждения работ комиссии периодически будут созываться широкие совещания из представителей пролетарской общественности, театрально-музыкальной общественности и отдельных художников театра.
На совещании в Главискусстве при обсуждении этого проекта было выражено пожелание, чтобы предложения Вл. Ив. Немировича-Данченко подверглись широкой дискуссии. Разделяя это мнение, редакция «Современного Театра» открывает с настоящего номера такую дискуссию.
Помимо помещенных ниже мнений в распоряжении редакции имеются статьи т. т. Новицкого, Литовского и других авторов. Редакция предлагает всем интересующимся вопросами оперы и ГАБТ в частности принять участие в открываемой дискуссии.
Многие считают, что вопрос о реформе Большого театра является вопросом, касающимся
только Большого театра. Этот взгляд в корне неправилен. Реформа Большого театра есть в то же время и реформа оперного дела, как тако
вого. Последний кризис, имевший место в жизни Большого театра, является отражением давно уже назревшей потребности в реорганизации всего оперного дела, предпосылки для которой созданы лишь в последнее время.
Понятно, что реформу Большого театра, понимаемую в указанном мною смысле, провести в короткий срок невозможно. Для проведения ее потре
буется ряд лет. Даже для того, чтобы приступить к реорганизации Большого театра в разрезе реформы оперного дела, придется потратить пред
стоящий сезон, так как необходимо предварительно подготовить кадры соответствующих художествен
ных сил. В каком направлении должна вестись подготовка, об этом отчетливо говорят недавно опубликованные положения, выработанные Глав
искусством, совместно с Вл. И. Немировичем- Данченко.
Многих интересует вопрос: в каком направлении должна вестись реформа оперного дела? Со
стоявшееся недавно в Наркомпросе совещание, в лице руководителей НКП, высказалось за то на
правление в деле реформы, которое предложил В. И. Немирович-Данченко. Само-собою разумеется, что выдвинутые В. И. Немировичем-Дан
Главный недостаток Большого театра в том, что он до сих пор не приступал к подготовке смены. Теперь мы стоим перед угрозой ко
лоссального кризиса. Голованова в Большом

РЕФОРМУ РАСШИРИТЬ И УГЛУ БИТЬ

НУЖНО НАЧАТЬ С ПОДГОТОВКИ

СМЕНЫ

ченко положения требуют углубления, дальнейшей разработки и соответствующего оформления. Было бы желательно, чтобы в этом направлении печать и общественное мнение, в процессе дискуссий, помогли найти и нужные формулы, и необходимые организационные наметки. То, что предлагает В. И. Немирович-Данченко, правильно ста
вит ряд вопросов, охватывающих всю проблему оперного дела.
Вопрос репертуара, поставленный сейчас остро в порядок дня, получит свое разрешение лишь в процессе разрешения проблемы оперы, приспособления композиторских и музыкально-артисти
ческих оперных сил, наконец, самого театра в его организационных формах— новым задачам. В те
чение ближайшего года, дальше коррективов к действующему репертуару едва ли удастся пойти.
Поэтому предстоящий сезон надо рассматривать как сезон, который, главным образом, должен нас подготовить к реформе Большого театра, при чем эту реформу удастся начать непосредственно лишь с сезона 1929/30 г.
Начальник Главискусства А. И. СВИДЕРСКИЙ