☚БОЛЬШОЙ ГОСАКТЕАТР

театре уже нет, старых дирижеров мало, — а смены нет.
Наши консерватории фактически не дают настоящей советской смены. Пора уже об этом сказать. Певцы и певицы воспитываются на старье, в приемах «вампуки» и, вступая на сцену, они могут петь только старые оперы, всякие «Аиды» и т. п. и совершенно не подготовлены к исполнению новых, напр., Воцека. Дирижерский класс консерватории выпускает преимущественно инструменталистов. Настоящей дирижерской молодежи нет. Театр сам должен заняться подго
товкой смены. В средних учебных заведениях,
между тем, имеется огромный запас способных вокалистов, которые могут послужить базой для создания школы при театре. Реорганизованному Большому театру надо начать с подготовки смены — артистов-исполнителей и дирижеров.
Большой театр должен вступить на путь тесной организованной связи с современными композиторами и советской музыкальной обществен
ностью. Существовавший при Большом театре художественный совет ничего не делал в этой области. Если Большой театр хочет получить
настоящую советскую оперу, он должен вступить на путь объявления широкого конкурса, а также обратиться к современным композиторам с пря
мыми заказами. Иными путями Большой театр новой оперы не получит и будет толочься попрежнему на старом месте.
Я очень уважаю Вл. И. Немировича-Данченко, но все же боюсь, что при осуществлении его проек
тов опера не двинется вперед. Почему? Вл. И.
Немирович-Данченко не имеет у себя настоящих исполнителей для современного репертуара и ему опять же придется работать над подготовкой смены, и силой вещей придется довольствоваться старыми операми. Для того, чтобы передать исполнителям новую технику, нужно много и дол
го работать. Исходя из этих соображений —мы, музыканты, насчет скорого появления у нас но
вой и тем более советской оперы настроены очень пессимистично. Тот скудный запас советских опер и балетов, который сейчас уже имеется, очень второсортен.
С балетом дело обстоит несколько лучше. Там налицо неплохая исполнительская смена.
Реорганизованный Большой театр подойдет, конечно, к коренной реорганизации и балетной школы. В отношении нового балета также необходим конкурс, также необходим заказ.
Сейчас я предложил бы из имеющейся наиболее талантливой оперно-студийной молодежи сформировать труппу и попробовать играть современную оперу. Таких опер—если не у нас, то на За
паде сколько угодно. И задача постановщика лишь выбрать наиболее подходящую.
Мы, музыканты, все же боимся, чтобы и реорганизованный Большой театр не застрял на старом.
Я приветствую тему дискуссии, поставленную вашим журналом, и очень жаль, что советская печать взялась за это дело всерьез только тогда, когда уже грянул гром. Советской печати необ
ходимо продолжать неусыпное наблюдение за тем, что делается в Большом театре.
Композитор Н. А. РОСЛАВЕЦ
В л. И. Немирович-Данченко характеризовал ГАБТ, как театр «ряженых певцов». Помоему, точнее было бы «марионеток». Это был театр, лишенный каких-бы то ни было традиций театральной культуры, если не считать «вампуку», как относящуюся к таковым.
Поэтому первое, что мы должны потребовать от художественного руководства Большого театра, это—высокую степень актерского мастерства. Ко
нечно, оно должно иметь и свои формы и свой стиль, присущий сценической музыкальной культуре. Тот путь реформы, который сейчас наме
чается в ГАБТ’е, может быть смело определен, как критическая и радикальная переоценка обветшалых ценностей музыкального театра. Есте
ственно, что актеру, стилю его игры, среди этих реформ, принадлежит большое место.
Новому художественному руководству на первых же этапах своей работы, конечно, придется столкнуться с невероятной рутиной, штампом,
косностью и «домостроевщиной» в мастерстве актера ГАБТ’а. Этот поединок между режиссером и «вампукой», царящей в ГАБТ’е, должен быть решительным и беспощадным. Никаких «coup de glace». Все мертвое, неспособное к перевоспи
танию, абсолютно басталанное, должно уйти. В этой борьбе — по-моему — существенную поль
зу могут принести такие серьезные оперные коллективы, как Музыкальная Студия В. И. Не
мировича-Данченко и Оперная студия им. К. С. Станиславского. Их следует уже сейчас рассматривать, как базу будущего музыкального театра, высоко-художественного в своей работе, место которому на подмостках ГАБТ’а.
Какими путями должно пойти обновление репертуара Большого театра?
По линии классики — оставив в стороне заезженный репертуар, на котором воспитывалось не одно поколение, необходимо у классиков оты
скать и показать современному зрителю мало известные, но блестящие шедевры их музыкаль
ного творчества. Так, например, у Верди мы знаем «Травиату», «Риголетто», «Ромео и Джульету»,
наиболее мещанские по тематике и не блещущие особенными музыкальными достоинствами оперы, но наш зритель совершенно не знаком ни с «Фальстафом», ни с «Отелло», наиболее зрелыми произведениями этого композитора. Необходимо возродить цикл «Кольца Нибелунгов» — Вагнера.
По линии современной западно-европейской оперы ГАБТ был наиболее отсталым и консервативным театром. В будущем репертуаре ей долж
но быть отведено подобающее место. И Кшенека, и Стравинского, и Бера мы должны услышать в Большом театре.
Несколько слов о советской опере. Ее у нас нет. Но мы имеем целый ряд талантливых и любопытных в тематическом и формальном отноше
нии опер советских композиторов, которым давно пора увидеть свет рампы. «Овод» — Зикса, «Сын солнца»— Василенко, «Тупейный Художник» — Шишова и др. должны обратить на себя самое серьезное внимание со стороны нового художественного руководства.
Член Главреперткома Р. В. ПИККЕЛЬ

ПЕРЕОЦЕНКА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЦЕН

НОСТЕЙ