НУЖЕН РАБКОР В САМОМ ТЕАТРЕ

С
остоявшееся в Главискусстве 7-го января расширенное совещание рабкоров, органи
зованных вокруг «Современного театра», и рабкоровского кружка «Рабочей Москвы» доказало важность и жизненность этого дела. Выступления представителей обоих этих печатных органов и, самое главное, рабкоров заводских пред
приятий, также представителей Главискусства, показали, что движение это не только осознало
свои задачи, но и организационно крепнет и оформляется.
В печатаемом ниже отчетном обзоре это с достаточной ясностью вскрывается. Рабочий корреспондент, пишущий по вопросам театра, улавливающий в этой области настроения предста
вляемой им массы, с той же чуткостью, с какой он освещает другие явления экономического и культурного характера, вместе с тем начинает играть роль проводника этого низового рабочего влияния на театральную общественность, в ко
нечном итоге, на работника театра. Именно это вызывает рост роли рабкора, интересующегося вопросами театра, и в таких органах обществен
ного воздействия на театр, как художественные советы, кампания за оживление которых все шире и шире развертывается. Отсюда же и выте
кает то бесспорное положение, что рабочему корреспонденту, интересующемуся вопросами худо
жественного фронта, необходимо сейчас поднимать свою художественную грамотность, свою, так
сказать, зрительскую квалификацию. Это тем более важно, что несомненно вопросы формаль
ного порядка сейчас начинают привлекать с большей, чем до сих пор, силой, внимание организованного зрителя и общественности после их творческого нажима на театр по линии репертуарной и в некоторой степени организационно-бытовой.
Разумеется, это требование о поднятии квалификации рабкора, как зрителя, должно являться в данном случае не самодовлеющим требованием кружковой учебы для учебы, а лишь подготовкой необходимого для рабкора подспорья в деле осуществления им основной своей роли — быть вы
разителем и проводником влияния, идущего снизу в различных формах. Чем дружнее, чем организованнее, чем правильнее с точки зрения задач раб
коровского движения будет итти начатая нами работа в тех периодических изданиях, где она уже организована («Современный театр» и «Рабочая
Москва»), чем скорее она начнется в других изданиях, тем больше шансов на положительный ре
зультат всего этого движения. С этой точки зрения должны быть приветствуемы и всемерно под
держиваемы стремления Главискусства объединить в необходимой степени работы, идущие в этом направлении, подтолкнуть в этом смысле отставшие участки нашей печати.
Однако, тут всплыл один вопрос первостепенной важности, непосредственно затрагивающий каждый театр, как производственно-общественный организм. На этом собрании с большей рез
костью, чем когда бы то ни было, обнаружилось полное отсутствие театрального корреспондента, как такового, т.-е., условно выражаясь, теакора,
вырастающего из недр самого театра. Рабочему корреспонденту, являющемуся извне и интере
сующемуся театром, приходится, помимо своих основных задач, как бы заменять собою зияющий пробел внутри самого театра. Вот почему—как
важнейший второй вывод из идущего сейчас общественного движения вокруг театра в области рабкорства—необходимо со всей силой подчеркнуть лозунг: «нужен театральный корреспон
дент в самом театре, нужен теакор». Партийные и комсомольские ячейки, месткомы, их культкомиссии, в частности, стенгазеты — все вну
три - театральные общественные организации должны заняться этим вопросом. Специфичность
внутри-театрального быта, разумеется, будет тормозить это дело и впредь, как не давало
ему развиваться и до сих пор. Но эта задача должна быть разрешена в тот момент, когда ре
конструкция театра в организационно-бытовом отношении столь ярко поставлена на повестку дня нашей общественности и Главискусства. Совместными усилиями внутри-театральных обще
ственных органов, внедряющихся в жизнь театра, крепнущих художественных советов, при помощи театральной и общей прессы, органов руководства искусством и профессиональных союзов, эта работа должна быть поставлена, как задача практи
ческая и безотлагательная. Рабкоры с заводов, интересующиеся театром, должны будут этой ра
боте помочь, не подменяя, однако, собою будущих корреспондентов внутри театра.
Мы обращаемся ко всем театрам, ко всем работникам театра с призывом:
За театрального рабкора! За корреспондентов
в самом театре!
В НОМЕРЕ: Нужен рабкор в самом театре (передовая). — Смотр художественных советов.—- И. КРУТИ и ЛЕБЕДЕВ.—Вокруг театра б.Корш.—Памяти Г.Б.Якулова—Н. ГИЛЯРОВСКАЯ и А. ТАИРОВ. «Инженер Мерц» (рец.)—Д. ТАЛЬНИКОВ. «Голос недр» (рец.)—А. ОРЛИНСКИЙ.
Концерт В. Анпилогова — Л. ОБОЛЕНСКИЙ. Театральный фельетон. Голос рабочего зрителя.
По СССР. Театральная жизнь и пр.