(См. „Современный Театр №№ 47—52 п/г. и № 1—2 с/г.)

Смотр должен явиться не только экраном, отражающим деятельность художественных советов, но и могучим орудием, оживляющим и улучшающим эту деятельность.

Поступающие материалы по объявленному нами 20 ноября с. г. смотру художественных советов будут дополняться и проверяться результатами обследований, проводимых на
шими сотрудниками совместно с рабкорами и работниками культкомиссий театров.
Все эти материалы (статьи членов художественных советов, отчеты о заседаниях, очерки рабкоров и т. п.), освещающие параллельно различные театры, будут суммированы специальной комиссией по смотру художественных советов. Выводы комиссии будут опубликованы.

Работа художественного совета при театре им. М.Г.С.П.С.

Скромная папка протоколов, небрежно напечатанных под плохую копирку, раскрывает перед нами «жизнь и труды» первого рабочего театра СССР.
«29 июля 1925 года. Протокол № 1. Совещание представителей культотделов губсоюзов».
Из скупых записей протокола мы узнаем, что «орг. совещание представителей культотделов... считает необходимым создание театрального совета в количестве 22-х человек», что предпола
гается организовать две секции этого совета — «художественно-репертуарную» и «хозяйственно
финансовую», и что все первое заседание этого орг. совещания было занято насущным в то время вопросом... вопросом о разверстке театральных билетов между союзами.
28 сентября 1925 года состоялось второе, а 19 октября—третье заседание театрального совета,
но и они все еще заняты — тогда повидимому важнейшим делом — той же разверсткой мест, да еще вопросом о налогах.
Вопросы первичной связи с зрителем, вопросы организации последнего и обеспечения минималь
но-благоприятных условий для работы театра — занимают весь первый год работы совета.
Но уже с 18 сентября 1926 года художественный совет — со своего 12-го заседания — начинает руководить всей жизнью театра. Первая поездка театра им. МГСПС по СССР проходит целиком под контролем совета. Последний уста
навливает гастрольный репертуар, утверждает маршрут, интересуется финансовой стороной поездки. Заседание № 12 как бы подводит «хозяйский» итог первому году деятельности совета,
Но и «качеством» трудно оспаривать первенство у этого совета.
Мы открываем наугад протокол № 15. Одна часть заседания занята вопросами самоорганиза
ции совета, вторая—докладом Е. О. Любимова- Ланского о плане постановки «Мятежа,» третья— демонстрацией макета к «Мятежу». Члены художественного совета интересуются:
Тов. Суханов — Будет ли в достаточной мере освещена сцена? Обыгрывается ли мост?
Тов. Корчевская — Имеется ли музыкальное сопровождение?
Тов. Диамент: сколько будет стоить постановка! Если одного члена художественного совета интересует чисто-художественная задача — «обыгрывается ли мост», а другого — «сколько стоит
постановка», то не в скрещении ли этих вопросов таится то здоровое начало, что обеспечивает жиз
ненность и плодотворность работы совета театра им. МГСПС?!

ЖИВОЕ ДЕЛО

Д
остаточны одни цифры. Достаточно смотр свести к «сухой» статистике, чтобы сразу же стало очевидным, что в театре им. МГСПС мы имеем дело со старейшим, лучшим, наиболее плодотворно работающим, наиболее активным художественным советом.
Но за цифрами кроется живое дело, много трудов, много взятых «барьеров», и немало побед, чтобы о них, хотя бы вкратце, не рассказать.
* * *
чтобы в дальнейшем, расширив свой состав, расширить и охват своей работы
На заседании 3 мая 1927 года в художественном совете уже принимают участие не только представители профсоюзной «верхушки», но и «места», сам организованный зритель этого театра. Члены фабкомов, завкомов и месткомов, представители государственных, общественных и пар
тийных учреждений и т. д. и т. д. — становятся
активными участниками совета. Теперь здесь уже меньше всего говорят о материальном положении театра: — обсуждение репертуара, внима
тельная критика режиссерских планов — этим занят отныне совет.
Здесь уместно будет привести несколько цифр. С 29 июля 1925 года по 13 декабря 1928 года состоялось тридцать заседаний художественного совета театра им. МГСПС.
За прошлый сезон — семь месяцев (1927—28) состоялось десять заседаний совета.
Посещаемость в среднем — выше 50%.
Какой еще театр может похвастать такими цифрами?!
Качество работы