В НОМЕРЕ: Итоги одного спора (передовая). Споры о театре: О критике и самокритике ЯРОПОЛК. Моим оппонентам — М. ЗАГОРСКИЙ. Репертуарная черта оседлости - О. ЛЮБО- МИРСКИЙ. Музыка (рецензии о концертах) — Е. БРАУДО, С. БУГОСЛАВСКИЙ. Зарубежное: Сельский театр в Индии — LAL MADRA. Пропущенный юбилей — В. ШИШОВ. Четверть века в Малом театре (С. А. Головин) —-А. В. История одного солдата (рецензия) —В. ИВИНГ. «Луна слева (рецензия) - А. ОРЛИНСКИЙ. Письма из Ленинграда, из Баку Наши беседы. Голос чита
теля. По СССР (корреспонденции). Театральная жизнь и пр.

ИТОГИ ОДНОГО СПОРА

При всем многообразии вопросов театральной жизни, ныне ставших на повестку дня, едва ли не самое большее внимание производственников и общественников, работающих в этой области, продолжает привлекать вопрос о критике, точнее сказать, о профессиональной критике. В частности, эта область общественно-литературного воздействия на театр затрагивает и волнует актерство.
Споры по этому вопросу на устных диспутах, письма в редакцию, личные беседы, корреспон
денции с мест, неустанно свидетельствуют об этом. Причины этого исключительного интереса к ста
рому, по существу, вопросу коренятся не только в известном неблагополучии в этой области, но и в особом значении ее для театра, особенно в настоящий момент его оживленного и бурного раз
вития. Каковы же существенные и важнейшие итоги прошедшей в нашем журнале дискуссии,
более подробно подытоживаемой в ответной статье автором-полемистом (см. «Споры о театре»)?
Они следующие.
Не может быть и речи об отмирающем значении профкритики, о противопоставлении ее, как ненужного прошлого, новым формам устной и литературной зрительной критики. Наоборот, при
всей важности и вырастающем значении устных форм ее, рабкоровских корреспонденций, опроса зрителя, коллективных рецензий и т. п., профессиональная критика составляет практическую и жизненную часть нашей работы по влиянию на театр, по воздействию на него в нужном направлении, по приближению его к потребностям и запросам массового зрителя. Именно потому и говорится о проф - критике, что она имеет самостоятельное значение и никак не может быть аннулирована другими видами критики.
Отсюда, однако, вовсе не следует, что профкритика, призванная помогать зрителю в деле внимательного разбора спектакля во всех его частях и помогать театру в деле оценки зритель
ских требований и восприятий, должна войти во все детали производства, или, как выразился
один из наиболее последовательных сторонников этого взгляда на собрании Ассоциации Критиков, проф-критика должна «врасти в производство». Гораздо правильнее и существеннее взамен этого
выдвинуть другое требование: повышение квалификации критических работ, большая работа критикапублициста и рецензента над собой, более внима
тельное изучение вопроса, о котором он пишет, с социальной, идеологической и художественной точек зрения, ликвидация поверхностных суждений, которые более понятны для обычного отзыва зрителя или статьи общественника, но противоречат профессионально-критическому отзыву, ана
лизу, предвидению, основанному на изучении материалов, разумеется, не обязательно в стенах театра, на его репетициях.
Ha-ряду с обычными притязательными и придирчивыми указаниями по адресу критики, вошед
шими в особый театральный «обычай», поднят в процессе этой дискуссии новый, хотя очень есте
ственный, вопрос противоположного порядка: о самокритике актера. В свежей и безыскусствен
ной форме на это откликнулся в числе других
и актер (см. статью «О критике и самокритикеактера Вл. Ярополка). Этим поставлен вопрос о более правильном отношении к самой критике, о несправедливом отношении актерства к работе критика, об особом «актерском самолюбии», влияющем на критику критики, на оценку
той или иной рецензии. Такая постановка вопроса является напоминанием о несколько забытых положительных сторонах работы критики.
Может быть, это внимание к вопросам о профкритике и театру и напоминание со стороны тех, кто является объектом ее работы, о положительном и важном ее значении — и составляет основной и ценнейший итог прошедшего спора, разрешить который в конечном счете, разумеется, призвана не та или иная дискуссия, а живая практика работы.
Это тем более ценно, что такое признание исходит из рядов актеров, попутно свидетельствуя о растущей объективности, чувстве ответственности и ломке старых нравов в этой среде, нашедших себе отражение в поднимающейся кампании за новый быт. Так, новые споры на старые темы,
переплетаясь друг с другом и взаимно друг друга дополняя, двигают, в числе других факторов, наш театр по ускоренным путям его культурной революции .