МУЗЫКА

Понятие камерной симфонии новое и свежее
для нашего музыкального сознания, и нельзя не отметить, поэтому, заслуги Ассоциации Современной Музыки, впервые на нашей памяти организовавшей вечер камерной симфонии при участии приглашенного на несколько концертов венгерского дирижера Стефана Штрассера. Скром
ные пространственные отношения малого зала Консерватории вполне благоприятствовали такому начинанию.
В программе концерта — произведения Стравинского, Равеля, Гиндемита и Попова. Из них интерес новизны представляли произведения Гин
демита и Попова. Последний еще совсем юный музыкант, только что прошедший ленинградскую школу у проф. В. В. Щербачева. Двадцатитрех
летний композитор обладает хорошими знаниями своего мастерства. В септете для духовых и струн
ных, продемонстрированном на данном концерте,
налицо и самостоятельность изобретения, верное чувство формы и звуковая оправданность такого подбора инструментов. Есть кое-где и влияние Стравинского, может быть даже и Бородина, но не в такой мере, чтобы заслонять самостоятельный художественный облик композитора. Септет при
надлежит к разряду, так называемой, абсолютной музыки без опоры на внемузыкальные мотивы
(иллюстрационного и литературного характера). Все это требует от автора известной художественной выдержки, умения извлекать из звучащего материала максимум художественного выражения, задача лучше всего разрешенная, по нашему мне
нию, в весьма содержательной медленной части. Новинка была встречена сочувственно.
Фортепианный концерт Гиндемита, развивающийся в быстрых энергичных чертах, отлично звучит, но не претендует, повидимому, на длитель
ность впечатления. Это хорошая бодрая модернистическая «развлекательная» (по немецкой терми
нологии) музыка, только изредка затрагивающая более глубокую восприимчивость слушателя, опятьтаки в медленной части. Оба произведения с большим художественным чутьем сыграны были камер
ным ансамблем и солистом в концерте Гиндемита
И. Рабиновичем. Бойко прозвучала забавная сюита «Пульчинелла» Стравинского под управленцем С. Штрассера.
Общий итог вечера — содержательность и новизна.
ЕВГ. БРАУДО

Виолончель, как сольный инструмент, не имеет богатой литературы и не дает широких возможностей для виртуозных эффектов, при
влекающих к скрипачам, пианистам широкую аудиторию. Поэтому виолончельные вечера срав
нительно редки. Но среди этих редких вечеров концерт молодого участника квартета им. консер
ватории Сергея Ширинского должен быть отмечен, как событие крупнейшего значения.
Среди советских виолончелистов этот молодой артист занимает одно из самых первых мест и, думается, что, дойди дело до мирового конкурса виолончелистов, Ширинский не потерял бы этого места. У артиста имеется все, что можно требовать от виртуоза-инструменталиста: блестящая беглость, чудесный певучий тон и безупречная в художе
ственном отношении фразировка. Слушавшие его в прошлом году не могли не изумляться огромным успехам, сделанным Ширинским за короткое время.
Программа артиста содержит произведения свежие, художественно значительные, минимально компромиссные с требованиями публики, падкой до виртуозных сенсаций. В данном концерте Ширинский познакомил нас не только с новыми
редакциями классической музыки эпохи расцвета виолончели, но и с несколькими произведениями
модернистического типа («Шеломо» Блоха, звучная «Элегия» Евсеева, и очень острый «Воинственный танец» Кочетова).
Весь концерт доставил нам большое музыкальное наслаждение. Публика, повидимому, разделяла подобную высокую оценку молодого виолончелиста: вызовам не было конца. Аккомпанировала О. Дунович. Е. Б. КАМЕРНАЯ СИМФОНИЯКОНЦЕРТ С. ШИРИНСКОГО

КОНЦЕРТ ЛИПКОВСКОЙ

Громадная ценность недавно прошедших выступлений певицы Л. Я. Липковской заключается не столько в ее безупречной виртуоз
ности и многообразии вокальной техники, а в том, что своим исполнением артистка убеждает в возможности музыкально-выразительной трактовки колоратурных партий. Липковская не только вокализирует, но и драматизует колоратуры, которые становятся у нее подлинными песнями
без слов, всегда яркими, подчас до пестроты
красок, динамики, темпа, всегда полными жизни и творческого темперамента.
С. БУГОСЛАВСКИЙ