Театр индийских деревень — это театр же
стов. В Малабаре он
известен под названием Катакали. Это нацио
нальная драма Малабара, высокочтимая Namboodaris (правоверными браманами) и другими интеллигентными группами, и в то же время это драма и неграмотного населения Малабара. Это особый тип пантомимы, который существует уже 300 лет и родоначальником коей является один из правителей семьи Коттаракара. Актеры, уча
ствующие в этой драме — наследственные актеры, играющие по преемству в течение нескольких поколений. Тема пьес обыкновенно берется из какой-нибудь «паураны» (эпической легенды); дра
матическая форма была им придана каликутскими замуринами [1)], которые в свое время были выдающимися по образованности людьми и санскритскими учеными, и благодаря их стараниям «Катакали» сохранилось в течение стольких лет.
Впрочем, как в Малабаре, так и вообще в Индии, интерес к этой форме разновидности драмы быстро падает и уступает место новому виду драмы—«сме
шанной драме», которая получает очень быстрое развитие.
В «Катакали» находишь ту жестикуляцию, которая послужила основой для образования канонических законов жеста в драме и которая счи
тается классической; Она известна под названием Mudra Shastras (закон движения) или «Наука о жестикуляции».
Приковывают к себе внимание пальцы, ноги, глаза актера, так ярко и выразительно изображающие какой-нибудь на
пряженный момент. Все насыщено ярким изысканным ритмом.
Между «Катакали» и танцами Явы есть много общего—и даже больше—во всем мире существуют формы театрального действия, похожие на «Катакали», хотя и в слабой форме.
Драматическое действие сопровождается пением актера, продолжающимся без перерыва от 8 до 10 часов. Конечно, такой певец должен обладать сильными, непобедимыми лег
кими. Между тем, согласно традиции, в глазах аудитории он должен казаться слабым человеком с небольшим запасом жизненной энергии.
Для того, чтобы понимать индийскую жестикуляцию, нужно быть ей сродни. Аудитория хорошо
с ней знакома и заранее знает: — этот вот жест обозначает «Лотос», тот—«Кувшин с водой», третий—«большую раковину», «реку» и т. д.
Костюмы и способ их изготовления заслуживают особого внимания. Короли, демоны, обезьяны,
птицы, охотники, ведьмы — все они представлены в самых причудливых и чудесных одеяниях.
В южной Канаре, всего только в нескольких километрах от Малабара, можно наблюдать осо
[1)] Замурины — правящие браманы каликутской области в Малабаре (западное побережье Индии).
бые формы и способы драматического действия, хотя театр Канары, несомненно, является ранним предшественником театра «Катакали».
С наступлением вечера, когда зажигаются первые огни, вдруг раздается барабанный бой, опове
щающий о представлении сельской драмы. Барабан — наилучший способ оповещения неграмот
ных. Барабанщик в течение получаса успевает пройти по всем улицам деревни и оповестить все население.
С фонарем в руке выходишь из дому и замечаешь на улицах много таких же «светляков», любителей театра.
Нужно отметить, что это, главным образом, деревенские бедняки.
Продвигаясь по закоулкам, добиваешься до обширной лужайки, которая благодаря бледному освещению звезд кажется серовато-зеленой. Че
тыре больших бамбука, установленные по углам квадратного участка, определяют пределы сцены.
Верхушки их соедине
ны между собой еще че
тырьмя бамбуками, а
сверху, в виде купола— усеянное звездами небо. Сбоку сцены стоит моло
дой парень с факелом в руке, в чашку которого во время антрактов он доливает кокосовое масло. Эти факелы —единственное освещение те
атра. Входной кассы не имеется.
Всякий имеет право прийти и присутствовать при представлении.
Нет буфета. Аудитория приносит с собой листья бетеля и орехи, ко
торые они жуют во время спектакля. Кто же актеры? Это крестьяне, которые в течение трех меся
цев в году свободны от каких бы то ни было полевых работ. Они образуют стран
ствующие труппы, которые переходят с места на место, из одной деревни в другую и играют везде,
куда их приглашают. Обыкновенно их приглашает местный богатей и оплачивает в течение нескольких дней их содержание и таким образом дает им возможность выступать на радость деревенским жителям.
В свое время эти представления происходили в храмовых дворах и составляли часть праздне
ства. Этот обычай сохранился и до наших дней.
Рамайана и Магабгарата (индусский эпос) служат главными источниками тем для этих спектаклей.
Начало спектакля возвещается сильным барабанным боем, затем следует пролог, заключающийся обыкновенно в танцах, исполняемых моло
дыми людьми, переодетыми в женские платья. Благодаря многолетней подготовке и привычке, они воспринимают женские черты: сплошь и рядом трудно поверить, что это переодетые мужчины. Принимать участие в спектакле в состоянии
только действительно одаренные личности. Это в одинаковой степени относится и к барабанщику.
Певец поет «Якша Ган»,—песню Титанов.
Песня эта отличается от всего того, что можно

СЕЛЬСКИЙ ТЕАТР В ИНДИИ
Мотив индийских фресок Сигирий