ВНИМАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОМУ ТЕАТРУ Ч

итатель «Современного Театра» уже не первый раз встречается на страницах журнала с опи
саниями отдельных достижений и деятельности национальных театров (см. №№ 23, 24, 25).
Эта область культурно-художественного строительства Советского Союза, не без горечи назван
ная в одной из статей нашего журнала полузабытым вопросом, — требует все большего и большего привлечения к себе общественного вни
мания. Пропагандируемая сейчас идея всесоюзной театральной олимпиады, где все национальные театры сумеют встретиться лицом к лицу, обменяться творческим опытом, является только одним из наиболее четких выражений этого стремления к освещению национального театра.
И в самом деле, разве наша пролетарская общественность, в частности, в театральных, задающих тон центрах, знает и ценит в полной мере опыт и значение театра на Украине, на Кавказе, на советском Востоке среди национальных меньшинств? Того самого театра, который служит на Востоке наиболее могучим художественным орудием в борьбе с паранджой, порабощением восточной женщины, который на украинском, белорусском, грузинском, армянском и др. языках пропагандирует современное искусство и через него революционные идеи.
На сколько мы тут еще далеки даже от «задач изучения существующих художественных куль
тур и определения отвечающих тем или иным национальностям форм театральной работы» (см. доклад по орг. вопросу на майском теа-совещании 1927 г.) показывает то обстоятельство, что мы не знаем даже работы такого крупного нацтеатра, как театр УССР, беоспорно занимающий первое место среди нацтеатров в союзных республиках.
Творчество Курбаса и вся деятельность харьковского театра «Березіля», театра им. Франка в Киеве, работы гос. украинских драмтеатров в Одессе, Полтаве и ряде других городов Украины—
все это ждет и требует показа на сцене союзной столицы, на подмостках столиц других советских республик. У нас идут гастроли китайского и японского театров, будет показано мастерство
не одного советского и зарубежного актера, а театров союзных республик мы не видим.
С другой стороны, достаточно ли мы знаем театр автономных республик и театр нацменьшинств и содействуем ли его развитию? Вот газета «Автономная Якутия» сообщает, что в Якутии, напри
мер, столь долгожданный нацтеатр дал предста
вление «Заклинание шамана», которое в зрительном зале «вызвало некоторый психоз у невеже
ственных якутов, верующих в шаманизм». В то же время поступают сведения, что работа узбекского театра развивается успешно.
О чем все это говорит? Все эти отдельные, зачастую отрывочные сведения сигнализируют о несомненном значении нацтеатра и вместе с тем о недостаточном учете его значения широкой теа
тральной общественностью. Тут нужен какой-то перелом. Необходимо поставить и конкретно разрешить серьезный вопрос об ознакомлении широких кругов советского и, в первую очередь, рабочего зрителя с достижениями и недостатками национального театра союзных и автономных рес
публик через прессу, книгу по нацтеатру, олим
пиаду. Необходимо провести такую же работу в отношении театра нацменьшинств в каждой из этих республик, особенно учитывая значение театра для народов Востока. Необходимо от общих
задач изучения перейти к задачам содействия, сосредоточив внимание на той части доклада и резолюции теа-совещания, где говорится о практи
ческой помощи национальному театру, о более энергичной подготовке кадров артистов, режиссеров, о перемещении центра тяжести советской театральной политики по отношению к театру нацменьшинств в сторону создания репертуара содействия росту новых театральных сил, оказания на деле руководящей и материальной помощи строительству театра нацменьшинств и устранения мелкобуржуазных влияний, отражающихся на этом участке театра.
Национальный театр, это надо ясно и четко помнить и проводить на деле, не театр «провинции»,
а огромная по охвату и важности самостоятельная область культурно-художественного строительства, служащая и могущая еще лучше служить задачам революции.
Порыв к национальному самопознанию через художественное творчество, в первую очередь через театр, — здоровое и ценное явление. Слова
Сталина о том, чго «Пролетарская культура не отменяет национальной культуры, а дает ей со
держание, национальная культура не отменяет пролетарской культуры, а дает ей форму», — на
фронте театрального искусства получают сейчас актуальное значение.
Национальный театр растет и развивается, преодолевая огромные трудности на своем пути.
Больше же интереса к национальному театру! Больше общественного содействия его развитию!
А. ОРЛИНСКИЙ