Первая национальная украинская труппа под рук. М. Л. Кропивницкого (с фотогр. 1871 г.) старый театральный киев

(ОТРЫВОК ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ)

М

ихаил Семенович Щепкин, первый российский актер,— в те далекие годы в кругу друзей и на афишах именовался особенно: — Михайло Щепкин.
Добровольное напоминание о своем рабьем происхождении.
Дворовой человек — Михайло Щепкин.
Он приехал в Киев уже свободным актером в составе труппы, организованной полтавским меценатом, князем Репниным. Князь впоследствии
прокутился и даже слегка проворовался. Никак не мог отсчитаться в суммах, отпущенных на бла
гоустройство Полтавы после столетнего юбилея Полтавской баталии. Но это не мешало ему лю
бить искусство и угадать в дворовом человеке, Михайле Щепкине, актера!
История простила ему великодушно растрату царских денег. Растратчиков и в те поры было много. А таких, которые угадывали бы Щепкиных и Шевченок, — было очень мало.
Михайло Щепкин приехал в Киев в сезон 1828—29 года.
Великий актер и целомудренный театральный художник, который даже в своей театральной уборной написал на стене:
— Т е а т р — это твоя жизнь, честь и слава. Уважай сие место, или убирайся прочь!
И что замечательно: продолжатели щепкинского дела на Украине сохранили не только завет о правде жизни на сцене, но и этот аскетический, суровый лозунг.
— Здесь твоя жизнь, честь и слава.
Я имею ввиду те имена и тот театр, к которому я стоял близко в течение двадцати пяти лет вплоть до революции. Театр, в котором в одном спектакле можно было видеть Кропивницкого, Заньковецкую, Затыркевич, Садовского, Саксаганского... Исторические спектакли. Потому что из них или, вернее сказать, на них созидался театр Украины. И не только Украины, — потому что эти имена
и их великое искусство не были чужды художественному слуху великой театральной Москвы и несколько легкомысленного театрального Петербурга.
Вот об этом блестящем периоде, свидетелем которого я был так счастливо поставлен, хочется рассказать.
Это тем более интересно, что придется волейневолей, вопреки традиции всех мемуаристов, — говорить только правду.
Иногда это очень тяжело... Я понимаю, что «красное словцо» любит фантазию. Но в моем
деле это невозможно по той простой причине, что я буду говорить не о покойниках, — «вали,
как на мертвого», — а о живых и здравствующих людях.
За исключением Кропивницкого и Затыркевич, остальные блестящие зачинатели истории украинского театра живы!
И мадонна далеких прекрасных театральных очарований, Мария Константиновна Заньковец
кая... разводит цыплят на хуторе под Нежином.
И героический суровый «Саванаролла», в великолепном жупане — Николай Карпович Садовский...
И смеющийся Демокрит украинской сцены — Панас Карпович Саксаганский...
Но вернемся к первым годам киевского театра.
В те самые времена, когда Щепкин играл в Киеве, город собирал со всего света все лучшее, что только было на театральном горизонте.
Контрактовая ярмарка и то золото, которое в боченках привозили с собой окрестные помещики — золото везли на людях, охраняемых конною стражею! — то золото обладало маг
нитным свойством.. Не только воспетая Пушкиным Коталани приезжала сюда из Италии, прикрывая свои великолепные плечи ажурно-багря
ною шалью, подаренною ей самим римским папой, но в один прекрасный февральский день по ка
призу помещечьего кошелька сюда приехала в полном составе труппа Мадридского королевского театра, и знаменитая Кармен-Коллинтруба пля
сала свою сумасшедшую «качучу» перед контрактовичами... И не боялась февральских снежных заносов!