Американец Ольдридж не только здесь играл Отелло, но выступал в дивертисменте, и пел ломаным языком «Ой за гаем, гаем зелененьким».
Ольдридж в застольной беседе вспоминал о своем великом друге, тогда уже умершем, с которым он встречался в Петербурге, и как оба прокли
нали свое рабство. Этот его великий друг был— Тарас Шевченко!
И портрет Патти, и великолепное лицо Мили Редер, как будто выточенное из слоновой кости,
до сих пор хранится в альбомах старых киевских театралов.
Пламенный Мочалов и глубокий Каратыгин любили пожинать лавры в Киеве, и незадолго
до своей смерти, когда Москва уже обрела себе в пьесах Островского нового кумира — Садовского, Щепкин попрежнему купался в гоголев
ской славе, выступая в «Ревизоре» и обязательно в «малороссийском водевиле с пением и танцами»...
Это — прошлое. Далекое. Почти забытое. Но прошлое, имеющее право на внимание совре
менника. В этом прошлом есть многое, чему можно и надо учиться...
Киев. ВС. ЧАГОВЕЦ

НОВЫЙ УКРАИНСКИЙ ТЕАТР

Т

еатр Леся Курбаса возник в марте (березне) 1922 года и отсюда его название «Березіль». Свою творческую весну театр провел на красных фронтах Правобережья. Работа театра в 45-й Краснознаменской дивизии и длящееся доныне шефство последней над театром оказало огромное и благотворное влияние на все творчество «Березіля», помогло его идейной кристаллизации и выработке общественной его платформы. Тесная связь с Красной армией и рабочими, взявшими в руки оружие для защиты завоеваний Октября, сказалась уже на первых работах театра. «Октябрь», «Рур» и «Противогазы» — первые постановки «Березіля» — явились одновременно и пер
выми на Украине революционными по содержанию и форме спектаклями, первыми побегами нового
украинского театра. И чем дальше, чем больше ширится и углубляется деятельность «Березіля»,
осевшего в Киеве, тем более четко и определеннее становится его позиция: театр должен быть орудием политического воспитания масс, театр должен быть агитатором.
Курбас не только рвет со всякой традицией и не просто европеизирует украинский театр. Он ищет новые, притом собственные, пути сцени
ческой выразительности. Он не только ломает сценическую площадку и отказывается от живо
писной декоративности, он создает и свою систему актерской игры, ставя во главу угла последней выверенное и рассчитанное, «внеэмоциональноемастерство. «Березіль» первый на Украине поставил проблему театра, как социального фактора, «Березіль» безусловно театр революционный с выдержанным репертуаром и, наконец, «Березільнеустанно ищет и неизменно идет вперед, формируя вместе с тем новые актерские кадры и моло
Театр ,,Березіль“
дую революционную режиссуру (среди последних— Бортник, Лопатинский, Тягно).
Общественная работа «Березіля» не замкнута в стенах одного только своего театрального поме-. щения (раньше — в Киеве, теперь — в Харькове). Театр стремится организовать и «массовое теа
тральное производство»: он организует свои «ма
стерские» в округах Украины, работает над методологией клубной и сельской теа-работы, основывает теа-музей и т. д., и т. д.
Если «Березіль» надо отнести к типу театра экспериментального, то театр им. Франка, имеющий ныне базой Киев, следует определить, как театр эклектический, имеющий задачей привить реалистическому театру Украины лучшие европейские методы сценического творчества.
Новый реализм в «Суете», статуарность в «Гайдамаках», живописность «Женитьбы Фигаро», ска
зочность «Лісовой пісні», опыты работы с массами в «Конец Мессии», умеренный конструктивизм в «Поджигателях» («Полум‘ярі») и революционный бытовизм в «97», — таковы формальные «личинытеатра им. Франка. «В реализм можно уложить что угодно — Дніпрельстан (Днепрострой) и Копистку (герой пьесы «97»), лишь был бы подбор талантливых актеров», — заявил недавно на теа
диспуте в Харькове руководитель «франковцев» Гнат Юра. И в соответствии с этой точкой зрения и идет строительство этого театра.
В этом же плане, целиком продолжая молодую традицию «франковцев» и только изредка «умеренно» заимствуя формальные достижения «Бе
резіля», идет ныне теа-работа в Одессе, Виннице,
Днепропетровске, Полтаве и др. городах, где вот уже четвертый год функционируют государственные украинские драматические театры. И.К.
«Народный Малахий»—пьеса Кулиша
Оформление худ. В. Г. МеллераПостановка нар. арт. Л. Курбаса