ИСКУССТВО КРЕСТЬЯНСКИМ МАССАМ

Теперь уже не подвергается сомнению, что искусство должно быть приближено к рабочим и крестьянским массам и обратно — рабочие и крестьянские массы должны быть подняты до тех достижений, которые мы имеем в области искусства. До сих пор, когда мы говорили о мероприятиях в области приближения искусства
к массам, то говорили, что имеются мероприятия в области искусства общие и мероприятия, кото
рыми обслуживаются в области искусства нужды рабочих и крестьян. Деление на искусство для «высших слоев» населения, высших в интеллек
туальном отношении, и для народных масс надо раз навсегда отбросить. Это пережиток, который остался нам от прошлого и который нужно раз навсегда отмести от себя. Мы должны все искус
ство рассматривать, как обслуживающее рабочие и крестьянские массы сверху до низу, и все меро
приятия в области искусства, касаются ли они государственных академических театров, каких
нибудь исследовательских институтов, высших форм проявления искусства, — все это в конечном итоге должно служить интересам рабочего класса и крестьянства, все это должно служить одной основной цели — приближению искусства к рабочим и крестьянским массам, использованию искусства, как средства воспитания рабочих и крестьян в борьбе за социалистическое строительство, в борьбе со всем тем, что мешает строитель
ству, в борьбе за индустриализацию страны. Вот основная задача, которая должна быть поставвлена перед тем искусством, которому мы служим, которое должно в советской России процветать, перед тем искусством, с которым мы идем к рабочим и крестьянам.
Второй чрезвычайно важный вопрос — это профессиональный вид искусства. Он связан с городом, с определенными бюджетными ассиг
нованиями. Это та часть искусства, которая имеет громадное значение, имеет ведущее значение и не может его не иметь. Мы должны этим профессиональным искусством обеспечить интересы ра
бочих и крестьян, но было бы ошибочно думать, что при помощи профессионального искусства мы можем разрешить все те большие задачи,
которые стоят в порядке дня. Одним профессиональным искусством мы ничего не можем разршить, и не только потому, что соответствующих организаций еще недостаточно, но и потому, что вовлечь рабочие массы в область искусства мы можем, исходя из принципа самодеятельности. На принципе самодеятельности мы только и мо
жем разрешить те задачи, которые стоят перед нами.
Если с точки зрения большого искусства задача, стоящая перед нами, более или менее удовлет
ворительно разрешается, поскольку фабрично
заводские центры сосредоточены в определенных местах и эти места легче обслуживать и государ
ственными и иными мероприятиями, то многое
еще не сделано в области приближения искусства к крестьянской массе. Ничего реального в этой области не сделано. Основной вопрос, касающийся приближения искусства к крестьянской массе, впервые ставится нами настойчиво именно теперь,
в связи с теми задачами, которые стоят сейчас в деревне и в области социалистического хозяйства, и в области борьбы с кулаками, и в области непосредственного социалистического строительства в деревне. Все это ставит вопрос о прибли
жении искусства к крестьянской массе, но теперь уже сама эта крестьянская масса та часть крестьянства, которая идет вместе с батраками и бедняками, предъявляет требования в области искусства, которые должны быть так или иначе удо
влетворены. В какой плоскости эти потребности могут быть удовлетворены? Прежде всего в обла
сти более крепкого, устойчивого и планомерного руководства со стороны государства в области искусства в деревне. Это не значит, что государство должно проводить мероприятия централизованного
порядка. Централизм может оказаться плохим помощником. Нужно обеспечить за государством,
главным образом, методическое руководство с одной стороны, а с другой стороны—обслужить целый ряд учреждений теми видами искусства, которые сама деревня не может найти. Вот основная задача, стоящая перед государством.
Нужно поднять самодеятельность крестьянской
массы —это одна задача. Другая, задача — об