служивание этого самодеятельного искусства должно проходить при соблюдении принципа само
деятельности соответствующих местных органов. Только когда мы поднимем на надлежащую высоту самодеятельность местных органов, мы су
меем разрешить задачу, которая стоит перед нами и тогда руководство государственных органов, хотя бы таких, каким является Дом им. Поленова,
будет вести к разрешению тех задач, которые стоят переднами, задач чрезвычайно больших и важных.
Наконец, здесь есть еще один вопрос. Если основой всех этих мероприятий должны быть такие мероприятия, которые не связывают обще
ственную инициативу, а развязывают ее, перед нами встает вопрос материальный. Как же решить проблему, связанную с продвижением искусства в деревню, в финансовом отношении? Мы должны дать себе отчет, что государство в ближайшем вре
мени значительных ассигнований на это дело не может отпустить. Оно может увеличить те ассиг
нования, которые отпускались раньше, может быть даже—увеличит их в значительном размере. Но как бы не увеличивало государство ассигнования на искусство, обслуживающее рабочую и, главным образом, крестьянскую массу, этих ассигнований будет недостаточно, по сравнению с те
ми гигантскими задачами, которые стоят перед нами. Эти гигантские задачи могут быть разре
шены только в том случае, если будут максимально использованы и мобилизованы все местные сред
ства, если к этому делу будет привлечен местный бюджет в большей степени, чем до настоящего времени, если к этому делу будет привлекаться волостной бюджет, и, наконец, если к этому делу, помимо общественной инициативы и самодеятельности, помимо художественной самодеятельности
самих крестьянских масс, будут привлекаться в надлежащем размере и общественные средства. Вот на каких основах, мы сумеем разрешить те большие задачи, которые стоят перед нами, подвести под них надлежащую финансовую базу.
Вне такого решения бюджетного вопроса мы не сдвинемся с места. Государственных средств всегда будет недостаточно не потому, что государ
ство не захочет дать средства, а потому, что нужды многомиллионного крестьянства, при надлежащем обслуживании всеми видами искусства, настолько грандиозны, что во всяком случае тех нескольких миллионов, которые отпускаются государством
по центральному бюджету, не может хватить. Это капля в море, а нужно привлечь море средств к этому делу со стороны самих мест. Это есть ос
новная проблема, которую так и нужно ставить. Для того чтобы она получила надлежащее разрешение, нужно привлечь к ней внимание прави
тельственных органов власти, местных органов и местной общественности.
Подводя итоги тому положению в области мероприятий, которые мы проводим в жизнь, в це
лях приближения искусства к деревне, я должен сказать, что ситуация этих мероприятий сейчас чрезвычайно благоприятна. Если до настоящего времени в этой области жизнь протекала довольно вяло, не было особого воодущевления и интенсив
ности — и это отражалось в соответствующих государственных мероприятиях — то теперь можно сказать, что в этой области мы находимся в про
цессе нарастания. Нарастают требования со стороны батрацких и бедняцких масс, со стороны работников, занятых в этой области, и нара
стают требования со стороны соответствующих органов. Мы находимся в таких условиях, когда внимание со стороны соответствующих органов к вопросам, стоящим в деревне, нарастает, нарастает внимание со стороны высших правительст
венных органов. Все это говорит за то, что вопросы,
стоящие перед нами, в настоящее время находятся в процессе общего нарастания и, несомненно, в течение ближайших лет этот процесс должен вылиться в соответствующий рост сети и в соответствующее обслуживание деревенского искусства материальными средствами.

А. И. СВИДЕРСКИЙ КУЛЬТУРНОЕ ШЕФСТВО

В ПОРЯДКЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Как бы мы ни расширяли аппараты политпро
светов, мы никогда не справимся с руковод
ством десятками тысяч деревенских кружков, которые разбросаны по многим уголкам необъятного СССР и растут с каждым днем, являясь за
частую единственными проводниками искусства в деревню.
Одним аппаратным руководством здесь не обойтись. И не только потому, что аппараты не могут справиться, но есть и принципиальный момент:
нам нужно организовать систематическое влияние пролетариата на искусство деревни, ибо нет особого крестьянского искусства, а есть искусство эпохи социалистического строительства, руководителем которого является рабочий класс.
В деле организации пролетарского влияния на искусство деревни огромное практическое зна
чение приобретает шефство городских клубных кружков над деревенскими.
Шефство облегчается тем, что почти каждое предприятие, имеющее в клубе или красном уголке кружки, шефствует самостоятельно или в группе над определенными пунктами района. Групповые шефбюро могут распределять имеющиеся в
п/шефном районе художественные кружки между отдельными городскими кружками, которые затем сами связываются с п/шефными пунктами.
Некоторые попытки установить связь с деревенскими кружками имеются. Так, например, во время кампании перевыборов в советы, кружки текстильщиков, медсантруд и совторгслужащих ездили в деревню со своими постановками и в некоторых
пунктах происходили встречи городских кружков с деревенскими. Но это еще разумеется далеко от систематической связи и подлинного шефства.
В основе шефство это, разумеется, не техническая помощь, хотя последняя тоже имеет большое значение. Основное — это выправление ли
нии кружка, помощь руководителю и активу в подборе репертуара, при разработке постановочного плана, направление кружка на путь увязки с текущими политическими задачами, с хозяйственным строительством. Здесь может быть исполь
зована переписка, периодические выезды клубных кружков в деревню и из деревни в город (при условии небольших расстояний), обмен планами работ и т. д. Наряду с этим городские кружки могут помочь п/шефным высылкой доброкачественных пьес, методических и технических пособий.
Вообще нельзя здесь исчерпать всех видов и форм шефства. Важно перейти от слов к делу.
Руководящие шефорганизации должны помочь низовым кружкам в осуществлении этого дела.
М.ВЕПРИНСКИЙ