Балет в деревню. На первый взгляд несколько эксцентрично прозвучат эти слова. Также «вяжутсямежду собою эти два поня
тия, как если бы сказали к примеру: «гречневая каша с ананасом». Но если вдуматься, подойти
ближе, то пожалуй это не так уж странно. Почему когда говорят «драму или оперу в деревню» не вызывает улыбки,—а «балет в деревню» непре
менно отразит саркастическую мину у обывателя.
Это все происходит от того, что до сих пор на балет существует ложный взгляд. Вот уже скоро справит день 12-летнего рождения Великая Ре
волюция. Борясь в первые годы с наступающим
белым врагом, сжимавшим нас кольцом голода и сыпняка, она не только не умертвила, но даже ни на минуту не отступила от искусства. В непо
стижимых условиях окружающего искусство шло рука об руку с великими событиями. Заводы,
фабрики, клубы — куда только не шагнуло, не заглянуло искусство. Искусство многоликое,— и один из ликов,—считавшийся эстетным и бур
жуазным, называемый балетом—также очутился перед взором рабочих, ободряемый аплодисментами мозолистых трудовых рук.
Балет и рабочий. Тоже вначале казалось не менее эксцентрично, чем «балет в деревню». Но
это только казалось, а на деле было тоже самое «искусство в массы» — в одном из его преломле
ний. И когда бородатый рабочий увидел впервые танец, так не похожий на обычные польки и вальсы, и пришел за кулисы благодарить, то сказал:
— «А ведь красиво, бодро как-то делается». Танец не только ласкает зрение, а и родит экстаз. Конечно специфически классический та
нец— не понятен, вряд ли он прибавит особенную
бодрость зрителю, но танец, имеющий внутреннее содержание, внутренний образ, всегда зародит в зрителе отклик.
И вот эта внешняя красота классического танца и внутренняя бодрость характерных этнографи
ческих и революционных плясок уже давно завоевала прочные симпатии городского рабочего.
А деревня... В избах проводится электричество, по стенам приютились радио-аппараты. Культура гигантскими шагами движется от города к избам. Только искусство не хочет признать деревни. Все — городу. Случайные самодеятельные спектакли, и ничего строго организованного. Когда задаешь вопрос, почему такое нера
венство — говорят: — «деревня не приспособлена, нет помещений».
И в самом деле — «взываешьсейчас: «балет в деревню», а где
танцевать—не на гумне же и таскать за собой рояль по ухабам немощеных дорог.
Конечно спервоначалу так и покажется, разве мыслимо осуществить такую задачу. А задачу эту осуще
ствить можно. Разве нет в деревнях заброшенных «дворянских гнезд», которые можно превратить в театр?
Сколько разных помещичьих усадеб разбросано по огромному пространству нашего Союза. Какие можно соору
дить постоянные театры, в которых демонстрировалось бы по-настоящему искусство. А разве нельзя соорудить эстрады специально для летнего времени под открытым небом на пространстве,
где вокруг разместилось бы несколько тысяч зрителей? Такие эстрады как нельзя более подошли бы к демонстрации искусства танца.
Не надо никаких роялей. Три гармониста заменят не только рояль, но создадут иллюзию орке
стра. Кто не помнит концертов в Москве, где торжествовала гармония, исполняющая труднейшие классические произведения!
Лучшие представители балета должны впервые появиться перед зрителем деревни. Надо с са
мого начала привить высококвалифицированное, чтобы балет представился не в образе пресловутого казачка или русской, а во всей мощи настоя
щего искусства и творчества. А чтобы многое недоступное в балете стало ближе и понятней, необходимо перед началом концерта объяснить зрителю, что такое танец, что такое балет и каково его постепенное развитие. Танец-пляска всегда близки
и понятны массе, и потому такие зрелища в деревне будут, по всей вероятности, приняты с большим интересом.
Революция переменила наши взгляды на многое: что казалось несбыточным—стало былью, что
невозможно было представить в воображении— превратилось в действительность.
Пусть искусство балета, считавшееся эстетной забавой буржуазии, сделается близким, по
нятным пролетарскому зрителю не только города, но и деревни.
Викторина КРИГЕР
Следующий № 34 — 33 «Современного театра» выйдет в свет 27 августа.
В дальнейшем, начиная с № 36, выходя
щего 3 сентября, «Современный Театрбудет выходить попрежнему еже
недельно.
Театр Поленовского дома. Выступление в совхозе «Гигант» (Сев. Кав.)