Передвижной деревенский театр В пути
На театральном совещании при АПО ЦК ВКП(б) в мае 1927 года, как известно, было решено проводить инструктаж деревенской художе
ственной самодеятельности, для чего содержать штатных инструкторов при областных и окруж
ных центрах на счет доходов от управления зрелищными предприятиями.
Несмотря на это решение и ряд специальных указаний Наркомпроса, до сих пор положение с кредитами УЗП в адрес деревни продолжает оставаться без движения.
На всей территории РСФСР нигде, за исключением Ленинграда, Нижнего-Новгорода, Сталин
града и Брянска, нет инструкторов по деревенской художественной самодеятельности, и стало быть нет и планомерного руководства этим важным участком политпросветработы.
Управления зрелищными предприятиями, располагая довольно крупными средствами и еже
годно пополняя бюджет дотациями из местных источников, не находят ничего лучшего, как отго
родиться от работы для деревни. На съезде директоров театров мы слышали дружественные уверения, что, де, самодеятельное искусство следует поддержать. Прошел год. Дружба дружбой, а кошельки попрежнему врозь.
Насколько наивным бывает иногда отношение к вопросу обслуживания деревни, может служить примером Тамбов. Здесь директора УЗП и ОНО в восторге от наладившейся «кассы» театра полагают, что «касса» определяет собой и качество дела,
а по деревням округа всю зиму путешествовала группа халтуристов, обманывая деревенских политпросветчиков сногсшибательной рекламой, ду
тыми именами и ставя непригодный репертуар. Попробуйте спросить тамбовцев: — «что они сде
лали для деревни?» и вам ответят:—«Мы—ничего, но Посредрабис организовал передвижную труппу».
Мы полагаем, что первая Всероссийская конференция по деревенской художественной работе, созванная Главискусством, с особой ясностью подчеркнула взаимоотношения между городскими зрелищными предприятиями и деревенским искус
ством. Вместе с тем чрезвычайно важно еще раз вынести пожелание об огромном значении действительной помощи художественно-творческой силе работников искусства.
Наша задача — осуществить пролетарское руководство деревенской художественной самодея
Культурный рост и строительство современной советской деревни с каждым днем прини
мают все более и более широкие размеры. Од
ним из фактических подтверждений может служить значительное количество профессиональных деревенских передвижных театров, обслуживающих крестьянского зрителя.
Практика показала, что эти театры могут являться могучими проводниками по разрешению культурных, хозяйственных и политических задач. Их агитационное и воспитательное значение несомненно.
Чрезвычайно своевременно обратить серьезное внимание на их развитие, так как большинство из них находится в тяжелых условиях.
Наша общественность почти не знает об их существовании. Внимания им уделяется очень мало...
В добавление ко всему необходимо указать что в большинстве случаев ни центральные, ни местные
руководящие организации почти не знают «как работают деревенские театры и в чем нуждаются...»
Отсутствие опыта, плана и общего руководства дает неизбежные последствия — кустарни
чество, упрощенчество, примитив, полное искажение своей основной линии.
В настоящее время театры начинают готовиться к очередному сезону. Использование этого
периода имеет немаловажное значение. Поэтому я вношу предложение Главискусству в ближайшее время организовать первую Всесоюзную конференцию директоров, режиссеров и политпросветработников профессиональных передвижных деревенских театров по вопросам театральной просветительной работы в деревне.
Обмен опытом, укрепление связи, установление единого руководства, подытоживание всей пройденной работы и выработка генеральных практических мероприятий на дальнейшее поставят театрально-просветительную работу в деревне на должную высоту.
Главискусство должно сказать свое слово. Директор Московского деревенского пере
движного театра УМЗП А. ПРОВОДНИКОВ

ЗАБЫТОЕ РЕШЕНИЕ

ОЧЕРЕДНАЯ ЗАДАЧА

тельностью, — разумеется, требует не только от 26 миллионов рублей, идущих на искусство для города, но и организованной нужной помощи стотысячной армии деятелей искусства работающих в предприятиях, объединенных в УЗП.
ЭРЕН